8 (8112) 57-44-33

г. Псков, ул. Юбилейная, д. 93

Положения об акциях

      ПОЛОЖЕНИЕ

о городской экологической акции «Осторожно, мусор!»

Данная акция приурочена к  15 ноября – Дню вторичной переработки.

 Цель повышение уровня экологической культуры учащихся посредством получения новых знаний в области обращения с бытовыми отходами, развития навыков природоохранного поведения в быту.

Задачи акции: 

  • активизация деятельности детского природоохранного движения «Зеленый патруль»;
  • привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам экологии;
  • воспитание в ребятах умения принимать активное, практическое участие в решении экологических проблем на местном уровне.

Сроки проведения акции: сентябрь - декабрь 2012 года.

     Проблема утилизации бытовых отходов является глобальной проблемой и принимает в окружающем нас мире все более широкие   масштабы. Главным источником увеличения бытовых отходов является человек.

На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем, по различным данным, от 300 кг до 1 тонны мусора в год. Известно, что большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Быстрое  увеличение  объемов  промышленных  и  бытовых  отходов  создает  угрозу здоровью  человека  и  окружающей  среде. Ежегодно  5,2 миллиона  человек,  включая 4 миллиона детей, умирают от болезней, вызванных неправильным удалением отходов.

Человек должен понять всю важность чистоты окружающей среды,  природы и мира в целом, так как проблема отходов и нерационального потребления ресурсов планеты касается каждого из нас и влияет на наше ближайшее будущее самым непосредственным образом.

 В ходе проведения акции предлагается осуществить следующие виды деятельности:

  •  Организовать классные часы, обратиться к ребятам с призывом раздельного сбора мусора, сохранять и поддерживать чистоту на улицах.
  • Творческий конкурс поделок «Вторая жизнь ненужных вещей». Возможна организация выставок.
  • Провести конкурс листовок «Осторожно, мусор!» (см. требования к оформлению листовки к-с «Птицезнай», Приложение 1).
  • Провести мини-исследование «Отходы и стиль жизни» (Приложение 1).
  • Организовать участие детей в субботнике «Чистый двор, чистая улица, чистый город». Осуществить массовую уборку территории (школьный двор или любой другой участок города) с возможной сортировкой и последующим вывозом мусора в организации, занимающиеся утилизацией бытовых отходов.

По итогам проведения акции в Эколого-биологический центр (ул. Юбилейная, 93, тел.  57-75-25,  57-44-33) до 19 января 2013 года предоставляются:

  • Информационные справки руководителей о ходе акции, в которых указывается количество и возраст школьников, масштаб акции (участие принял  только «Зеленый патруль» или параллели классов или всё ОУ), виды деятельности;
  • Лучшие детские исследовательские работы в соответствии с тематикой акции. Реферативные работы не рассматриваются! 
  • Отчет и фотоматериалы о проведении творческих конкурсов поделок и листовок, субботника (в виде презентации).

  Координатор МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (тел. 57-75-25, 57-44-33)

 

  Приложение 1

Методические рекомендации по проведению мини-исследования 

  1. Пользуясь литературой, познакомиться с проблемой сортировки мусора и утилизации бытовых отходов в развитых странах, нашем городе.
  2. Узнать с помощью литературных источников, опросов местного населения, как решается эта проблема в мире, России, в нашем городе.
  3. Провести социологический опрос среди учащихся школы, родителей, учителей и других групп взрослого населения по проблеме сортировки и утилизации бытовых отходов; выявить  отношение разных возрастных групп к проблеме и возможным путям ее решения.
  4. Подсчитать количество бытового мусора, образующегося в семье/школе за неделю:
  • Провести классификацию бытовых отходов (например, растительные, пищевые, бумажные отходы, пластик, стекло, металл и др. группы) и выяснить их влияние на окружающую среду и здоровье человека.
  •  Возможно провести в течение суток раздельный  сбор  мусора (например, в одну ёмкость - бумагу и картон, в другую ёмкость – пластиковые и полиэтиленовые упаковки, отдельно – стекло, отдельно – металл и др.).
  • Через сутки взвесить образовавшийся мусор по его видам и рассчитать, сколько примерно мусора каждого типа приходится на 1 члена вашей семьи. Заполните дневник наблюдения.
  • Каждый день в течение недели взвешивайте мусор и заполняйте дневник наблюдения.
  • Рассчитайте, исходя из полученных вами данных, сколько бытового мусора производит 1 член вашей семьи в среднем в год.
  • Предложить способы борьбы с отходами и принять конкретные меры по его утилизации.
  • Проводите фотосъемку на всех этапах исследования.

 Пример дневника наблюдения: 

Ф.И. участника

Кол-во человек в семье

Масса отходов за ... день (всей семьи)

Масса отходов за ... день на 1 члена семьи

                              Виды отходов     

Бумага

Металл

Стекло

Пластик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

ПОЛОЖЕНИЕ

о  городской экологической акции «Спаси дерево!»

Цель: повышение уровня экологической просвещённости учащихся и воспитание бережного и внимательного отношения к  природе.

Задачи:

  •   активизировать деятельность школьного природоохранного движения «Зелёный патруль»;
  •   привлечь школьников к сбору макулатуры и озеленению пришкольной территории;
  •   расширить знания школьников об объектах живой природы; 

Сроки проведения акции:  ноябрь 2012 – апрель 2013 г

Каждый день из офисов и домов по всей нашей необъятной стране выбрасывается огромное количество бумаги. При правильном обращении и некоторых усилиях со стороны каждого из нас эта бумага может использоваться многократно, спасая тысячи деревьев.

  • Ведь переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды и 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек.

Участие каждого человека  крайне ценно, так как проблема отходов и нерационального потребления ресурсов планеты касается каждого из нас и влияет на наше ближайшее будущее самым непосредственным образом.

Суть акции заключается в том, чтобы наладить в школе сбор макулатуры и её вывоз на вторичную переработку в как можно большем количестве, тем самым помочь в решении проблемы отходов и чрезмерного потребления ресурсов планеты.

Сейчас люди уже осознают, что сбор макулатуры – это не пережиток советского прошлого, а важный акт, позволяющий проявить заботу об экологии и окружающей среде. Становится популярным избавляться от ненужных бумаг. Дети могут приносить макулатуру из дома, чтобы положить в специальный красивый контейнер, установленный в школе, откуда она отправится на переработку. Кураторы акции могут разработать и вручать участникам акции красочные сертификаты  (Приложение 1) с информацией о количестве спасённых деревьев.

Финансовые средства, вырученные от сдачи макулатуры, можно потратить экологически правильно: закупить саженцы культурных древесно-кустарниковых растений и организовать общешкольное мероприятие по озеленению пришкольного участка. 

Виды деятельности, рекомендуемые в ходе проведения акции:

  1. Сбор макулатуры:
  •  Выбрать кураторов акции (привлечь старшеклассников).
  •  Провести рекламу акции «Спаси дерево!» (привлечь старшеклассников).
  •  Собрать принесенную детьми макулатуру (учесть и отметить вклад каждого ребенка).
  •  Сдать макулатуру в пункт переработки.
  •  Вручить сертификаты всем участникам акции, указав их вклад (Приложение 1).
  •  Закупить весной саженцы древесно-кустарниковых растений.
  •  Организовать общешкольное мероприятие «Посади дерево!» 

Возможные пункты приема макулатуры в г. Пскове:

  •   ПСКОВВТОРМА, 128-й Стрелковой Дивизии ул., д.6, +7 (8112) 17-41-10,
  •   Пункт приема вторсырья 75-91-91, пункт приема вторсырья 73-12-28,
  •   Пункт приема вторсырья  001, 8-911-88-01-001., ул. Октябрьский пр. 50.

Где купить саженцы:  Псковский Трест Зеленого Хозяйства, Плехановский Посад ул., 93, (8112) 72-25-98 

  1. Сбор информации о видовом составе и состояний  древесно-кустарниковых растениях пришкольного участка (сквера, парка, микрорайона школы, города Пскова) (Приложение 2) 

По итогам акции в Эколого-биологический центр (ул. Юбилейная, 93. 57-75-25, 57-44-33) предоставляются: 

  •   Отчет о проведении акции с авторскими фотографиями.
  •   Лучшие детские работы по изучению  древесно-кустарниковых растений   

Координатор МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (тел. 57-75-25, 57-44-33)

 

Приложение 2

 Методические рекомендации «Изучение видового состава древесно-кустарниковых насаждений пришкольного участка»

  • определить основные семейства и роды деревьев и кустарников, встречающихся у вас;
  • выяснить, принадлежат ли они к местным видам или являются интродуцентами, т.е. завезёнными из других регионов;
  • оценить состояние зелёных насаждений. 

Результаты оформляем в виде таблицы (отдельно делаем список видового состава по деревьям и  кустарникам): 

№ п.п.   

Видовое название   

Латинское название

Семейство

Происхождение

Места произрастания

Роль в озеленении

       

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Например:

№ п.п.   

Видовое название   

Латинское название

Семейство

Происхождение

Места произрастания

Роль в озеленении

  1.  

Берёза

повислая              

Bétula péndula

Берёзовые

местный вид            

повсеместно, аллейные посадки

декоративное;

пылезащитное

  1.  

Клён ясенелистный

Acer negúndo

Клёновые

Сев. Америка            

обочины дорог, пустыри, дворы

декоративное

 Оценка состояния древесно-кустарниковых насаждений пришкольного участка

  • Составить карту-схему исследуемой территории, указав основные ориентиры, розу ветров, масштаб;
  •  Заполнить таблицы: 

Вид

Длина окружности ствола, см

Высота, м

Категория состояния

Доля усохших ветвей

Класс  возраста

Поврежденность и дополнительная характеристика  

1

2

3

4

5

Деревья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кустарники

Вид

Тип и посадки

Площадь, м2

Средняя высота, м

Категория состояния

Поврежденность и дополнительная характеристика 

 

 

 

 

 

   1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               
  •  Категория состояния дерева: 1 - без признаков ослабления, 2 - ослабленное, 3 -сильно ослабленное, 4 - усыхающее, 5 - усохшее в текущем году (сухостой текущего года), 6 - сухостой прошлых лет; при наличии слома или вывала деревьев они учитываются отдельно как сломленные или ветровальные деревья. Отнесение деревьев к той или иной категории состояния проводится по комплексу биоморфологических признаков: цвету листьев и густоте кроны, наличию и доле сухих ветвей в кроне, состоянию коры, признакам заселения стволовыми вредителями;

 

При оценке общего состояния древостоя категории состояния деревьев объединяют в три группы:

 I - деревья хорошего состояния - деревья 1 категории (без признаков ослабления), 

II - деревья удовлетворительного состояния - 2 и 3 категории (ослабленные и сильно ослабленные),

III - деревья неудовлетворительного состояния - 4, 5 и 6 категорий (усыхающие деревья, сухостой текущего и прошлого года);

  • Возрастная группа дерева (класс возраста 1-5): 1) до 15 лет, 2) 15-25 лет, 3) 25-45 лет, 4) 45-60 лет, 5) старше 60 лет;

 · При характеристике и оценке состояния кустарников указывается тип их посадки (живая изгородь, групповая, одиночная посадка); 

 В расчет необходимо будет принимать только те растения, которые произрастают на территории пришкольного участка.

 

 ПОЛОЖЕНИЕ

о  городской  экологической акции  «ПТИЦЕЗНАЙ» 

Цель: повышение уровня экологической просвещённости учащихся и воспитание у них бережного отношения к пернатым.

 Задачи:  

  • организация наблюдений в природе  и самостоятельных исследований школьников по данной теме;
  • активизация деятельности детского природоохранного движения «Зеленый патруль».

 Сроки проведения акции:  октябрь 2012 г. - 10 апреля 2013 г.

 В ходе проведения акции  рекомендуем осуществить следующие виды деятельности:   

  • продолжение подкормки птиц и наблюдения за ними на кормушках, изготовление и развешивание искусственных гнездовий (приветствуется массовость);
  • ведение пропагандистской работы среди сверстников и младших учащихся о роли птиц.

 Обязательные виды деятельности:

  • выполнение самостоятельных мини - исследовательских работ (Приложение 1);
  • выполнение творческого задания «Выпуск экологической агитационной листовки» (Приложение 1);
  • организация  викторины «День птиц-2013» (Приложение 2).

 По итогам проведения акции  в Эколого-биологический центр  (ул. Юбилейная, 93, тел. 57-75-  25, 57-44-33)до 10 апреля 2013 г.   предоставляются:

  • Информационные справки руководителей о ходе акции, в которых указывается количество и возраст школьников, масштаб акции (участие принял  только «Зеленый патруль» или параллели классов или всё ОУ), виды деятельности;
  • Лучшие детские исследовательские работы в соответствии с тематикой акции, оформленные в соответствии с требованиями (Приложение 1). Реферативные работы не рассматриваются! 
  • Две лучшие листовки, соответствующие требованиям (Приложение 1), и фотографии мест размещения листовок. 

Координатор МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (тел. 57-75-25, 57-44-33)

Приложение 1

Задание 1 «Мини-исследование». Подкормка птиц зимой, не только помогает птицам пережить трудный период, но и оставляет огромное эстетическое удовольствие от наблюдения за поведением  даже  «банальных» домовых воробьев или больших синиц. Наблюдение за птицами на кормушке позволит узнать следующие особенности:

  • существует ли прямая связь между разнообразием используемых кормов и   увеличением разнообразия видов птиц на кормушке, или большую роль здесь  играет место расположения прикормочной площадки и какие-то случайные  факторы;
  • насколько сильна связь между числом видов-посетителей и конструкцией кормушки и др.

    Необходимо провести наблюдение за птицами, которые прилетают на вашу кормушку по примерному плану:

  1. Даты наблюдений.
  2. Постоянный состав посетителей вашей кормушки.
  3. Новые (необычные) посетители кормушки (с датами появления).
  4. Описание этапов освоения кормушки птицами разных видов. 
  5. Необычное поведение птиц на кормушке и возле нее.
  6. Фенологические наблюдения на кормушке.  

 Для каждой кормушки нужно составить паспорт, указав следующие данные: 

1. Район наблюдений ________________________________________________________

2. Сколько лет «работает» кормушка __________________________________________

3. Место расположения кормушки:

⟩в саду  ⟩в парке  ⟩в жилом дворе         ⟩на подоконнике ⟩⟩этажа

другое: ___________________________________

4. Расстояние до парка и других крупных зеленых зон города или до леса ___________

5. Тип кормушки (описание или схема)

6. Тип корма _______________________________________________________________

7. Режим подкормки: 

              только зимой                      регулярный частый 

              круглогодично                   регулярный редкий 

              только летом                      нерегулярный

 Требования к оформлению детских мини-исследовательских работ

  1. Объем – 5-7 листов формата А-4, печатный шрифт 12; работа представляется в электронном виде.
  2. Структура работы:
  • титульный лист (тема работы, Ф.И. автора, возраст, школа; Ф.И.О. руководителя, должность)
  • оглавление с указанием всех глав и нумерацией страниц
  • введение с целью
  • методика
  • изложение результатов своих исследований
  • выводы (или заключение)
  • использованная литература и информационные источники (работе должны быть ссылки на эти источники)
  • приложение (собственные фотоматериалы, карты, дневник наблюдений, рабочие таблицы с данными и др.).

 Задание 2 Выпуск агитационной экологической листовки.

Необходимо изготовить листовки с призывом подкармливать зимующих птиц и разместить их в различных учреждениях.

Требования к оформлению листовки:

¨     Плотный лист бумаги от формата А-5 до формата А-3;

¨     Иллюстративный материал может быть выполнен в любой технике по выбору автора (компьютерная графика, коллаж, фотография, рисунок и т.д.);

¨     Работа должна содержать четко сформулированный призыв;

¨     Паспорт листовки: (по образцу) 

¨     Этикетка (8×3 см): (по образцу)

 

 

 «Покормите птиц»

Иванова Екатерина, 12 лет

МБОУ СОШ №1, город Псков

 

Приложение 2

ВИКТОРИНА «День птиц-2013» 

  1. Какая птица, когда сидит, похожа на обломок сучка?
  2. Для какой птицы лесной пожар – благо?
  3. Как отличить друг от друга лебедя-кликуна и лебедя-шипуна?
  4. Какие птицы помогают пасти стада?
  5. Какая птица носит орехи в «мешочке»?
  6. Почему перед дождем ласточки летают  низко над землей?
  7. Какая птица может летать хвостом вперед?
  8. Какая птица поет только высоко в небе?
  9. Какая птица шипит змеей?
  10. Как известно, у певчих птиц поют только самцы. А у каких птиц поют и самки?
  11. У каких птиц самец замуровывает самку вместе с птенцами в дупле?
  12. Почему весной первыми прилетают грачи?
  13. У какой птицы самый длинный язык?
  14.  Какие птицы получили названия за свою окраску, повадки?
  15.  Составьте кроссворд о зимующих птицах нашей области.