8 (8112) 57-44-33

г. Псков, ул. Юбилейная, д. 93

Положения об акциях 13-14

 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
о городской экологической акции «Спаси дерево!»
 
Цель: повышение уровня экологической просвещённости учащихся и воспитание бережного и внимательного отношения к  природе.
 
Задачи:
  • активизировать деятельность школьного природоохранного движения «Зелёный патруль»;
  • привлечь школьников к сбору макулатуры и озеленению пришкольной территории;
  • расширить знания школьников об объектах живой природы;
 
Сроки проведения акции:  ноябрь 2013 – апрель 2014 г
Каждый день из офисов и домов по всей нашей необъятной стране выбрасывается огромное количество бумаги. При правильном обращении и некоторых усилиях со стороны каждого из нас эта бумага может использоваться многократно, спасая тысячи деревьев.
Ведь переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды и 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек.
Участие каждого человека  крайне ценно, так как проблема отходов и нерационального потребления ресурсов планеты касается каждого из нас и влияет на наше ближайшее будущее самым непосредственным образом.
Суть акции заключается в том, чтобы наладить в школе сбор макулатуры и её вывоз на вторичную переработку в как можно большем количестве, тем самым помочь в решении проблемы отходов и чрезмерного потребления ресурсов планеты.
Сейчас люди уже осознают, что сбор макулатуры – это не пережиток советского прошлого, а важный акт, позволяющий проявить заботу об экологии и окружающей среде. Становится популярным избавляться от ненужных бумаг. Дети могут приносить макулатуру из дома, чтобы положить в специальный красивый контейнер, установленный в школе, откуда она отправится на переработку. Кураторы акции могут разработать и вручать участникам акции красочные сертификаты  (Приложение 1) с информацией о количестве спасённых деревьев.
Финансовые средства, вырученные от сдачи макулатуры, можно потратить экологически правильно: закупить саженцы культурных древесно-кустарниковых растений и организовать общешкольное мероприятие по озеленению пришкольного участка.
 
Виды деятельности, рекомендуемые в ходе проведения акции:
 
1. Сбор макулатуры:
  • Выбрать кураторов акции (привлечь старшеклассников).
  • Провести рекламу акции «Спаси дерево!» (привлечь старшеклассников).
  • Собрать принесенную детьми макулатуру (учесть и отметить вклад каждого ребенка).
  • Сдать макулатуру в пункт переработки.
  • Вручить сертификаты всем участникам акции, указав их вклад (Приложение 1).
  • Закупить весной саженцы древесно-кустарниковых растений.
  • Организовать общешкольное мероприятие «Посади дерево!»
 
Рекомендуемые пункты приема макулатуры в г. Пскове: 
  • ПСКОВВТОРМА, 128-й Стрелковой Дивизии ул., д.6, +7 (8112) 17-41-10,
  • Пункт приема вторсырья 75-91-91, пункт приема вторсырья 73-12-28,
  • Пункт приема вторсырья  001, 8-911-88-01-001., ул. Октябрьский пр. 50.
Где купить саженцы:  Псковский Трест Зеленого Хозяйства, Плехановский Посад ул., 93, (8112) 72-25-98
 
2. Сбор информации о видовом составе и состояний  древесно-кустарниковых растениях пришкольного участка (сквера, парка, микрорайона школы, города Пскова) (Приложение 2)
 
По итогам акции в Эколого-биологический центр (ул. Юбилейная, 93. 57-75-25, 57-44-33) предоставляются:
  • Отчет о проведении акции с авторскими фотографиями.
  • Лучшие детские работы по изучению  древесно-кустарниковых растений 
  Координатор МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (тел. 57-75-25, 57-44-33) 
 
Приложение 1
 
        
Сертификат
 
 данным сертификатом подтверждаем, что
ИВАНОВ СЕРГЕЙ
 
стал активным участником экологической акции 
«Спаси дерево»
 
Общими усилиями удалось собрать
 1001 кг 400 гр макулатуры (вклад Сергея – 140,1 кг)!
Это значит, что мы спасли 10 деревьев!
 
Оргкомитет акции выражает благодарность за вклад 
в решение глобальной климатической проблемы и построение более гармоничного будущего на Земле.
                              
                               Директор МБОУ …
                                                                           
 
Псков – 2013
 
        
 
Приложение 2
 
Методические рекомендации «Изучение видового состава древесно-кустарниковых насаждений пришкольного участка»
  • определить основные семейства и роды деревьев и кустарников, встречающихся у вас;
  • выяснить, принадлежат ли они к местным видам или являются интродуцентами, т.е. завезёнными из других регионов;
  • оценить состояние зелёных насаждений.
 Результаты оформляем в виде таблицы (отдельно делаем список видового состава по деревьям и  кустарникам):
 
  №  

видовое

название         

латинское

название         

Семейство     Происхождение    

Места

произрастания

Роль

в озеленении

             
               Например:

п.п. 

видовое

название

 латинское

название  

  семейство    

  происхождение  

     

  места

произрастания  

  

  роль

в озеленении  

1

 Берёза 

повислая

Bétula

péndula 

Берёзовые

местный

вид 

повсеместно

аллейные посадки 

         декоративное,

пылезащитное

 
 

       
Оценка состояния древесно-кустарниковых насаждений пришкольного участка: 
  • составить карту-схему исследуемой территории, указав основные ориентиры, розу ветров, масштаб;
  • заполнить таблицы: 
  №   Вид дерева 

Длина окружности ствола, см 

  Высота, м  

Категория состояния  

 Доля усохших ветвей    

 Класс  возраста

Поврежденность    Дополнительная характеристика  
                 
 
  
№  

Вид

кустарника

тип

посадки 

Площадь,

м2

Средняя высота,

м

категория

состояния

поврежденность дополнительная характеристика
               
 
  Категория состояния дерева:
1 - без признаков ослабления,
2 - ослабленное,
3 -сильно ослабленное,
4 - усыхающее,
5 - усохшее в текущем году (сухостой текущего года),
6 - сухостой прошлых лет; при наличии слома или вывала деревьев они учитываются отдельно как сломленные или ветровальные деревья.
Отнесение деревьев к той или иной категории состояния проводится по комплексу биоморфологических признаков: цвету листьев и густоте кроны, наличию и доле сухих ветвей в кроне, состоянию коры, признакам заселения стволовыми вредителями.
 
При оценки общего состояния древостоя категории состояния деревьев объединяют в три группы:
 
I - деревья хорошего состояния - деревья 1 категории (без признаков ослабления),
II - деревья удовлетворительного состояния - 2 и 3 категории (ослабленные и сильно ослабленные),
III - деревья неудовлетворительного состояния - 4, 5 и 6 категорий (усыхающие деревья, сухостой текущего и прошлого года);
 
Возрастная группа дерева (класс возраста 1-5): 1) до 15 лет, 2) 15-25 лет, 3) 25-45 лет, 4) 45-60 лет, 5) старше 60 лет;
 
При характеристике и оценке состояния кустарников указывается тип их посадки (живая изгородь, групповая, одиночная посадка);
 
В расчет необходимо будет принимать только те растения, которые произрастают на территории участка. 
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
о городской  экологической акции  «ПТИЦЕЗНАЙ»
 
Цель: повышение уровня экологической просвещённости учащихся и воспитание у них бережного отношения к птицам. 
 
Задачи:  
• организация наблюдений в природе  и самостоятельных исследований школьников по данной теме;
• активизация деятельности детского природоохранного движения «Зеленый патруль».
 
Сроки проведения акции:  октябрь 2013 г. - 10 апреля 2014 г.
 
В ходе проведения акции  рекомендуем осуществить следующие виды деятельности:    
  •  продолжение подкормки птиц и наблюдения за ними на кормушках 
  •  ведение пропагандистской работы среди сверстников и младших учащихся о роли птиц
  •  проведение тематических классных часов, например,  «Евроазиатские Рождественские учеты птиц»,  «Как помочь птицам: подкормка и изготовление искусственных  гнездовий», «Союз охраны птиц России и птица года-2014» и др.
 Обязательные виды деятельности:
выполнение самостоятельных мини - исследовательских работ по учетам птиц (Приложение 1,2)
конкурс «Жилье-2014» по изготовлению искусственных гнездовий (скворечников, дуплянок, полудуплянок) для птиц  (Приложение 3)
творческий конкурс презентаций «Птица года - 2014» (Приложение 4)
 
По итогам проведения акции  в Эколого-биологический центр  (ул. Юбилейная, 93, тел. 57-75-  25, 57-44-33) до 10 апреля 2013 г.   предоставляются:
 
- Информационные справки руководителей о ходе акции, в которых указывается количество и возраст участников акции, масштаб акции (участие принял  только «Зеленый патруль» или параллели классов или всё ОУ), виды деятельности, тематика классных часов 
Особое внимание:
*кол-во участников конкурса «Жилье-2014», число изготовленных и развешенных искусственных  гнездовий, фотоматериалы. Не забудьте указать победителей конкурса «Жилье-2014»  (Ф.И, класс)
*размещение результатов зимних учетов и наблюдений на сайте СОПР в разделе «Зимние наблюдения-2014» http://www.rbcu.ru/forum/
 - методические разработки тематических классных часов
    - лучшие детские исследовательские работы в соответствии с тематикой акции, оформленные в соответствии с   требованиями (Приложение 1,2). Реферативные работы не рассматриваются!  
- Презентации творческого конкурса «Птица года - 2014» (Приложение 4).
 
 
 Координатор  МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (тел. 57-75-25, 57-44-33)
 
 Приложение 1
Задание 1 «Мини-исследование».
Подкормка птиц зимой, не только помогает птицам пережить трудный период, но и оставляет огромное эстетическое удовольствие от наблюдения за поведением  даже  «банальных» домовых воробьев или больших синиц.
Наблюдение за птицами на кормушке позволит узнать следующие особенности:
• существует ли прямая связь между разнообразием используемых кормов и   увеличением разнообразия видов птиц на кормушке, или большую роль здесь  играет место расположения прикормочной площадки и какие-то случайные  факторы;
• насколько сильна связь между числом видов-посетителей и конструкцией кормушки и др.
       
Необходимо провести наблюдение за птицами, которые прилетают на вашу кормушку по примерному плану:
1. Даты наблюдений.
2. Постоянный состав посетителей вашей кормушки (видовой состав птиц). 
3. Новые (необычные) посетители кормушки (видовой состав птиц с датами появления). 
4. Описание этапов освоения кормушки птицами разных видов.  
5. Необычное поведение птиц на кормушке и возле нее. 
6. Фенологические наблюдения на кормушке.   
 
Для каждой кормушки нужно составить паспорт, указав следующие данные: 
1. Район наблюдений ________________________________________________________ 
2. Сколько лет «работает» кормушка __________________________________________ 
3. Место расположения кормушки: 
⟩в саду  ⟩в парке  ⟩в жилом дворе  ⟩на подоконнике ...этажа    другое: ____________ 
4. Расстояние до парка и других крупных зеленых зон города или до леса ___________ 
5. Тип кормушки (описание или схема) 
6. Тип корма _______________________________________________________________ 
7. Режим подкормки:  
              только зимой                      регулярный частый  
              круглогодично                   регулярный редкий  
              только летом                      нерегулярный 
 
Требования к оформлению детских мини-исследовательских работ
1. Объем – 5-7 листов формата А-4, печатный шрифт 12; работа представляется в электронном виде.
2. Структура работы: 
  • титульный лист (тема работы, Ф.И. автора, возраст, школа; Ф.И.О. руководителя, должность)
  • оглавление с указанием всех глав и нумерацией страниц
  • введение с целью
  • методика 
  • изложение результатов своих исследований
  • выводы (или заключение)
  • использованная литература и информационные источники (работе должны быть ссылки на эти источники)
  • приложение (собственные фотоматериалы, карты, дневник наблюдений, рабочие таблицы с данными и др.).
 
Приложение 2
1. Евроазиатские Рождественские учеты птиц
 
Целью программы Рождественских Учетов является организация многолетнего широкомасштабного слежения за состоянием популяций зимующих птиц Евразии, в первую очередь за изменениями их видового состава и относительной численности.
Учеты проводятся раздельно в основных типах местообитаний птиц ежегодно в период с 20 декабря по 20 января.
 
Историю создания программы  «Евроазиатские Рождественские учеты птиц» и методика  работы по ней – см. используемый источник: Справочник по ведению мониторинга объектов животного мира в городе Москве http://www.eco.mos.ru/eco/getimage/?objectId=5770
  
Краткая методика проведения учетов и расчета относительной численности населения птиц
 
Учеты проводятся отдельно в каждом из выделяемых типов местообитаний. В соответствии с общими задачами программы Евроазиатских Рождественских учетов, раздельному обследованию подлежат: • хвойные леса, 
• лиственные леса, • открытые территории, • населенные пункты, • акватории. 
 
Техника проведения учета 
При проведении учетов используется методика маршрутного учета без ограничения полосы обнаружения (Равкин, 1967). Этот метод отличается относительной простотой как в части техники проведения учета, так и расчета относительной численности птиц. В учетах используются данные всех встреч птиц, поэтому данный метод хорошо подходит для проведения работ в зимнее время, при их редкой встречаемости. 
Во время учета наблюдатель идет по маршруту и отмечает в полевом дневнике всех встреченных (увиденных и услышанных) птиц, независимо от расстояния до них. 
Скорость движения во время учета должна быть достаточно низкой - 2-2,5 км/ч. Учеты следует проводить в утренние часы, в отсутствие сильного ветра, сильного дождя и снегопада. 
 
Записи в полевом дневнике
До начала учета в полевом дневнике отмечаются: место проведения учетов, дата, состояние погоды (облачность, температура, наличие ветра, высота снегового покрова, наличие снега на ветвях - кухты). Кроме того, перед началом учета указывается название местообитания, в котором будет проводиться учет. 
 
При обнаружении птицы в полевом дневнике отмечаются: 
1) вид птицы, 2) количество особей, 3) характер перемещения птицы (находится в данном местообитании - "с", т.е. "сидит", или летит через местообитание транзитом - "л", в случае, если не зарегистрированы ни момент взлета птицы, ни момент ее посадки). 
 
Определение видов
Учетчик должен определять встреченных птиц до вида всеми возможными способами, по внешнему виду и голосу, с помощью бинокля, определителя, используя весь свой личный опыт и помощь более опытных коллег. Если учетчик не успевает определить вид птицы, он все равно отмечает встречу с ней, стараясь, по возможности, сузить круг видов, к которым она могла принадлежать. Например: "сойка/кукша - 1 с (сидит)"; чиж/чечетка - 30 л (летит)" и т.д. Если малоопытному учетчику не удается определить видовую принадлежность птицы с линии маршрута, можно подойти к ней, не фиксируя при этом дополнительные встречи с птицами во время схода с маршрута. В случае схода с маршрута в учете регистрируется только то число видов и особей, которое обнаруживается первоначально с линии учетного хода. 
 
Определение пройденных расстояний
Во время учетов в местообитаниях суши оценивается пройденное расстояние в километрах по карте, квартальной сети, столбам линий электропередач, путем подсчета шагов или, в крайнем случае на глаз. Оценивается также чистое время учета в часах. 
При проведении учета вдоль узких рек и ручьев подсчитывается длина обследованного водотока в километрах и указывается средняя ширина русла. 
 
Частичный учет
Если какой-либо редкий и интересный в этом отношении вид птицы во время учета на зарегистрирован, но встречен вне учета (во время возвращения до-мой, прогулки и т.п.) его заносят в так называемый "частичный учет". В нем фиксируются те же сведения, что и в основном учете название местообитания, вид птицы, число встреченных особей, расстояние, пройденное в данном местообитании и затраченное на это время вне (сверх) основного учета. 
 
Объем учетных работ
За период работы с 20 декабря по 20 января в каждом местообитании следует пройти с учетом в общей сложности не менее 20 километров в лесной зоне. Учет при этом можно проводить как однократно, так и многократно на постоянном маршруте, длина которого, однако, должна быть не менее 3 километров. Норма учета побережий и узких рек и ручьев - 10 линейных километров, малых озер и прудов в общей сложности 1 квадратный километр. 
 
Обработка материала 
По окончании периода работ и при условии набора достаточного объема данных (учетного километража) на основе записей в полевом дневнике составляется итоговая таблица (см. образец). Итоговая таблица представляет собой перечень всех зарегистрированных в данном местообитании птиц с указанием количества встреченных особей за весь период работ. При этом все "сидящие" и "летящие" птицы суммируются по отдельности. 
 
Следующим этапом обработки данных является расчет относительной численности населения птиц ( N ) каждого вида в особях на 1 линейный километр маршрута (для сухо-путных местообитаний). 
Процедура расчета проста: общее количество встреченных особей (Еп) необходимо поделить на суммарное количество пройденных с учетом километров (L). Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учета в часах (Н), умноженное на 30 - среднюю скорость полета птиц в км/час (Еп/(Н х 30) (Равкин, 1967). 
При расчете относительной численности птиц, внесенных в частичный учет, расстояние и время (L и Н) основного и частичного учетов суммируются. 
Относительная численность "сидящих" и "летящих" птиц, а также встреченных на основном и частичном учетах, также суммируются. 
Для расчета относительной численности птиц на акваториях общее число встреченных на учете особей следует соотнести с данными о площади обследованной акватории. Для этого следует произвести расчет численности птиц на 1 квадратный километр акватории или просто указать ее примерную площадь или размеры над итоговой таблицей. 
 
Оформление ведомости учета 
Ведомость учета составляется отдельно на каждое местообитание, в котором проводился учет и в котором набран достаточный объем данных. Ведомость учета состоит из итоговой таблицы и должна быть размещена на отдельном листе бумаги формата А4 для каждого биотопа. 
В верхней части ведомости должна быть помещена информация о том, где и когда проводились учеты (см. образец). Ниже итоговой таблицы (или на оборотной стороне листа) следует дать краткую характеристику данного местообитания (не более 10-12 строк) с указанием его внешних особенностей (состав, возраст и густота древесного полога, степень мозаичности, характер застройки, растительность и структура водоемов и т.д.). Желательно также указать особенности проведения учетов и погодных условий в период работ. В конце каждой ведомости следует указать фамилию, имя, отчество и адрес учетчика (-ков). 
 
Ведомость учета птиц - зимний сезон 20.../ 20... гг. 
• Место проведения учета: 
• Даты и время проведения учетов: 
• Местообитание: 
• Пройдено с учетом, км. (L): 
• Суммарное время учета, час. (Н): (или площадь обследованной акватории, га, кв.км.): 
 
Итоговая таблица
 
  №      Виды птиц      Встреченное число особей (Еп)     Относительная численность на 1 км маршрута (N)    
    сидящих /летящих   

2. Зимний учет водоплавающих птиц в городе 
Мониторинг популяций водоплавающих птиц города имеет важное научно-практическое значение: он может стать индикатором экологического состояния водоемов, наличия возбудителей некоторых паразитарных заболеваний, изменений социально-экономической обстановки в городе и др. 
 
Сроки проведения учета - учет проводится в третье воскресенье января
 
Общие рекомендации 
  • Надо заранее позаботиться о выборе маршрута. Скопируйте или срисуйте план того участка, который вы собираетесь обследовать. Возьмите копию с собой на маршрут, чтобы отметить размещение птиц, не забудьте бинокль и фотоаппарат. 
  • Важная задача – научиться определять водоплавающих птиц. Познакомьтесь с внешним видом водоплавающих птиц средней полосы России по определителям, в том числе на сайте Союза Охраны птиц. 
  • Обязательна  запись результатов  учета сразу на месте. Полагаться на память нельзя! Чтобы записи сохранились в любую погоду, их надо делать в записной книжке простым мягким карандашом (не ручкой!). 
  • Возьмите с собой немного белого хлеба для уток. По утрам они охотно подплывают за кормом, собираются вместе и этим облегчают учет.
 
Техника учета 
Старайтесь выйти на место учета утром. Если прийти поздно, птицы могут забиться в укрытие на отдых или покинуть водоем, не дав себя пересчитать. 
Обойдите водоем целиком, придерживаясь намеченного заранее маршрута и сверяясь с планом. Даже если участок, занятый птицами (например, полынья) невелик, убедитесь в том, что вы обнаружили все места скоплений птиц. Возможно, вам просто не видна часть водоема (за плотиной и т.п.). Заметив птиц, не подходите к ним сразу и быстро. Если они не «прикормлены», то могут испугаться и улететь. Только предварительно подсчитав их на расстоянии, начинайте двигаться в их сторону, используя пешеходные дороги общего пользования. Быстрое движение по целине прямо на птиц иногда пугает даже полуручных крякв. Подойдя как можно ближе к птицам, надо пересчитать их второй раз: если они привыкли к подкормке, то в надежде на подачку, возможно, сплывутся из разных частей водоема. Удобно пересчитать сначала всех птиц, а потом – только ярких самцов. Не забудьте сразу записать результат.
В небольших группах уток обычно нетрудно подсчитать полностью, самцов и самок раздельно. Очень удобно считать вдвоем: один смотрит в бинокль и диктует, второй записывает результаты отдельно по самцам и самкам. Запись значительно ускоряется с применением метода записи точками, объединенными в прямоугольники, после которой учтенных птиц можно подсчитывать сразу десятками.
В крупных стаях, особенно на воде, птиц пересчитать значительно сложнее. Для подсчета применяют следующий прием: с одного края стаи отсчитывают группу в 50 птиц, а затем равные ей по размеру намечают на протяжении всей стаи. Такой подсчет проводят не менее двух раз, начиная с разных концов стаи. 
В крупных одновидовых стаях нередко встречаются отдельные особи редких для города видов водоплавающих птиц. Постарайтесь не пропустить их и определить или подробно описать. Зимой некоторые водоплавающие птицы выглядят не так или не совсем так, как летом. Учтите это при использовании определителей. 
Отметьте на схеме места размещения птиц разных видов и их скоплений, запишите результаты учета в дневник. Постарайтесь пересчитать самцов и самок каждого вида отдельно. Если это невозможно, специально отметьте число птиц, пол которых определить не удалось. Если птиц на водоеме не оказалось, обязательно отметьте этот факт в дневнике и включите в отчет: отрицательный результат – тоже результат.
По возвращении необходимо сразу разборчиво переписать результаты учета со схемой маршрута и примечаниями набело или внести в базу данных компьютера, но при этом ни в коем случае не уничтожать первичные материалы – они могут еще не раз потребоваться для проверки и уточнения учета.
При затруднении с определением можно на время присвоить птице условное запоминающееся название («хохлушка», «чернушка» и т.п.), под которым птицы того же вида во избежание путаницы с другими будут значиться в вашем дневнике до установления их настоящего названия. 
 
Подготовка отчета 
Собранные данные необходимо оформить дома в виде отчета и как можно скорее передать в Союз охраны птиц, так как со временем часть информации неизбежно утрачивается. Для экономии времени можно просто заполнить таблицы, приведенные ниже. Но, как правило, собранная информация бывает гораздо содержательнее табличной и может оказаться весьма ценной. Ее тоже очень желательно включить в отчет.
 
Отчет должен содержать следующее:
1. Дата, время наблюдений.
2. Водоем или группа водоемов: название, адрес.
3. Маршрут: начальный пункт – конечный пункт.
4. Погода в день учета и ее основные изменения (выпадение осадков, появление солнца и т.п.).
5. Число и размещение (указать на схеме) птиц различных видов, самцов и самок.
6. Поведение птиц, их взаимоотношения с людьми (подкормка и др.) и между собой.
7. Сведения, полученные путем опроса жителей.
8. Дополнительная информация.
9. ФИО наблюдателя и его контактный телефон или электронный адрес.
10. Схема размещения птиц на водоеме (водоемах).
 
АНКЕТА УЧЕТА ЗИМУЮЩИХ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ 
в ….(населенный пункт, название водоема)
  • Фамилии учетчиков (ФИ школьников)___________________________________ 
  • Руководитель (ФИО педагога)  _________________________________________
  • Дата_____________                      время проведения учета с __________ по______________
  • Адрес, тел. _______________________________________________________________
  • Погода во время учета:
  • Маршрут по городу: краткое описание (по каким улицам, паркам, мостам, водоемам и другим объектам проходил)
  •  Приложите схему.
  • Тип водоема, на котором держались птицы (река, пруд, озеро, название) ________________ 
 
  • Характеристика водоема ________________________________________________________
  •  Размеры (длина и ширина) не замерзшей водной поверхности (только на пруду)_________________________________________ метров (пар шагов). 
  •  Какие виды и сколько птиц  (количество особей)  держались на водоеме в день учета? Отметьте место на схеме.
 
ВИДОВОЙ СОСТАВ ПТИЦ НА ВОДОЕМЕ
 
1. Кряква: самцов____________ самок___________ пол не определен______________
(Справка: утки-кряквы  похожи на домашних уток. Селезни (самцы) с серой спиной, каштановой грудью и блестяще-зеленой головой, самки - коричнево-пестрые. При взлете у всех хорошо видна белая каемка на хвосте.)
2. Других уток (кроме крякв):________________________________________________ 
 (хохлатая чернеть, гоголь, красноголовый нырок, чирки, лысухи, камышницы, чомги, прочие). 
Опишите размер, форму тела, окраску и поведение не определенных Вами птиц_____________________________________________________________ 
3. Сведения о зимующих чайках
  • Видовой состав                       Количество
  • Серебристая чайка...................................
  • Сизая чайка..............................................
  • Озерная чайка..........................................
  • Прочие ...................................................
  • Вид не определен....................................
4. Поведение птиц, их отношение к человеку. 
5. Сведения, полученные путем опроса жителей.
6. Сообщайте о других интересных подробностях жизни птиц, которые привлекут Ваше внимание на маршруте________________________________________________ 
 
Информацию о встреченных птицах рекомендуем размещать на форуме СОПР (Форум » Наблюдения » Прочие наблюдения птиц | Observations) в разделе «Зимние наблюдения-2014» 
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Искусственные гнездовья для птиц
Вы хотите привлечь птиц в ближайший парк или сквер, на пришкольный участок? Этому обязательно поспособствует развешивание искусственных гнездовий – скворечников, синичников, дуплянок и др. Наиболее отзывчивы для заселения в рукотворные дома не только скворцы, но и различные виды синиц, мухоловки-пеструшки, трясогузки,  горихвостки (это все мелкие воробьинообразные дуплогнездники). Помимо того, что все эти птицы неплохо поют и имеют привлекательный внешний вид, они кормятся насекомыми в непосредственной близости от гнезда. Большинство этих птиц выкармливает за год два выводка, так что, поселив такого «квартиранта» рядом, вы надежно защитите свои зеленые насаждения  от насекомых-вредителей.
Как правильно сделать свкоречник или синичник, или даже «домик» для ласточек, чем отличается скворечник от дуплянки или полудуплянки – читайте информацию на сайтах:
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Творческий конкурс  «Птица года- 2014»
В нашей стране есть особая общественная организация, которая объединяет людей, изучающих и охраняющих птиц, это СОПР — Союз охраны птиц России. Всё о Союзе и очень много о птицах Родины можно найти на сайте http://www.rbcu.ru. Каждый год СОПР выбирает – Птицу года. Вы знаете, какая птица стала символом 2013 года? Какую птицу выбрали птицей 2014 года? Что вы знаете о них?
В виде презентаций (Microsoft Power Point.ppt)  расскажите о птице года 2014 по плану: систематика, внешний вид, распространение, образ жизни, питание, размножение, интересные факты, загадки, пословицы, приметы и др.  
 
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
о городской эколого-краеведческой  акции «Венок славы»
 
Цель – повышение уровня экологической культуры учащихся посредством включения в социально-экологическую и краеведческую деятельность.
 
Задачи акции:  
• активизация деятельности детского природоохранного движения «Зеленый патруль»
• привлечение внимания подрастающего поколения и педагогов ОУ к вопросам краеведения и  экологии родного города
• патриотическое воспитание молодого поколения
• оказание реальной помощи зелёным уголкам Пскова
• воспитание у школьников умения принимать активное, практическое участие в решении экологических и социальных проблем на местном уровне
 
Сроки проведения акции: сентябрь 2013 года - апрель 2014 года
Город Псков – город с великой историей и культурой. В 2013 году Псков отметил 1110-летие со дня первого упоминания его в летописях. 
С 2010 года город Псков – «Город воинской славы». Псков веками был главным форпостом России на западных рубежах. Со времен первых князей и Александра Невского псковичи первыми встречали врагов Руси с запада. В годы Великой Отечественной войны Псков был одним из первых на пути фашистских войск и в псковском небе советские летчики совершили первые тараны,  став первыми Героями Советского Союза в годы ВОв. Псковские защитники Отечества и сегодня свято берегут традиции наших предков: воины-афганцы, первыми Героями России в «первой чеченской» стали воины-десантники из Пскова, на века прославила себя 6-я рота псковских десантников.
Но Псков – это и родина многих великих людей, оставивших яркий след в самых разных сферах: истории, архитектуре, литературе, науке, прославлявших родной город труд