8 (8112) 57-44-33

г. Псков, ул. Юбилейная, д. 93

Положения об акциях 14-15

Положения - скачать.

Приложение 1

к приказу Управления образования

Администрации города Пскова

№ 218  от   02 .09. 2014 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о природоохранных объединениях школьников

"ЗЕЛЕНЫЙ ПАТРУЛЬ",  действующих  в образовательных учреждениях города Пскова

в 2014-2015 учебном году

 В целях развития природоохранных, проектно-исследовательских и творческих инициатив школьников в сфере изучения окружающей среды, пропаганды бережного отношения к природе МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» предлагает  руководителям детских объединений «Зелёный патруль» содействовать участию детей в акциях, согласно плану на 2014-2015 учебный год. 

 Природоохранные объединения школьников "Зеленый патруль"  являются формой массовой натуралистической работы.

Цель работы - охрана природы своего микрорайона, города.

"Зеленый патруль" участвует  в озеленении своего микрорайона, улиц, скверов, пришкольных участков, школьных помещений; осуществляет охрану и привлечение птиц; принимает участие в охране лесопарковой зоны; ведет активную исследовательскую и природоохранную работу.

 Задачи объединения:

1. Формирование экологической культуры детей, осознанного отношения к природе.

2. Изучение и сохранение природных объектов в городе.

3. Развитие поисково-исследовательской активности членов объединения «Зеленый патруль».

4. Пропаганда экологических знаний среди сверстников, младших школьников, жителей города.

5. Борьба  за внедрение экологической культуры поведения населения по отношению к природе.

5. Помощь  взрослым в охране природы,  формирование активной жизненной позиции детей.

6. Озеленение территории школ, микрорайонов, города.

 

План проведения мероприятий

природоохранных объединений школьников «Зелёный патруль»

на 2014-2015 учебный год

 

п/п

Мероприятие

Сроки  проведения акции

Сдача отчетов о работе в эл.виде на эл. адрес ЭБЦ –

 bio-60@yandex.ru

Вводный информационно-методический семинар для руководителей

объединений  «Зеленый патруль»

10 сентября 2014 г.

-

2

Экологическая акция

«Спаси дерево - посади дерево!»

сентябрь 2014-

апрель 2015г

 

10 апреля 2015 г

3

Эколого-краеведческая акция

«Венок славы!»

 

сентябрь  2014 –

 апрель 2015 г

 

 10 апреля 2015 г.

 

Экологическая акция

«Птицезнай»

октябрь 2014 г

- апрель 2015 г

10 апреля 2015 г

5

Обучающий семинар для руководителей  объединений  «Зеленый патруль»

по методикам проведения ИД школьников

 

январь 2015 г

(дата семинара будет уточнена  дополнительно)

 

  1.  

Итоговый семинар для руководителей объединений «Зеленый патруль»

май 2015 г

(дата семинара будет уточнена  дополнительно)

-

 Координационный центр – МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (ул. Юбилейная, 93, 57-75-25;  57-44-33.) Отв.: Григорьева О.Н., старший методист

 

  

   Приложение 2

к приказу Управления образования

Администрации города Пскова

№ 218  от   02 .09. 2014 года

 ПОЛОЖЕНИЕ

  о городской экологической акции «Спаси дерево – посади дерево!»

Цель: повышение уровня экологической просвещённости учащихся и воспитание бережного и внимательного отношения к  природе.

Задачи:

ü  активизировать деятельность школьного природоохранного движения «Зелёный патруль»;

ü  привлечь школьников к сбору макулатуры и озеленению пришкольной территории;

ü  расширить знания школьников об объектах живой природы;

 Сроки проведения акции:  сентябрь  2014 – апрель 2015 г

Каждый день из офисов и домов по всей нашей необъятной стране выбрасывается огромное количество бумаги. При правильном обращении и некоторых усилиях со стороны каждого из нас эта бумага может использоваться многократно, спасая тысячи деревьев.

  • Ведь переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды и 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек.

Участие каждого человека  крайне ценно, так как проблема отходов и нерационального потребления ресурсов планеты касается каждого из нас и влияет на наше ближайшее будущее самым непосредственным образом.

Суть акции заключается в том, чтобы наладить в школе сбор макулатуры и её вывоз на вторичную переработку в как можно большем количестве, тем самым помочь в решении проблемы отходов и чрезмерного потребления ресурсов планеты.

Сейчас люди уже осознают, что сбор макулатуры – это не пережиток советского прошлого, а важный акт, позволяющий проявить заботу об экологии и окружающей среде. Становится популярным избавляться от ненужных бумаг. Дети могут приносить макулатуру из дома, чтобы положить в специальный красивый контейнер, установленный в школе, откуда она отправится на переработку. Кураторы акции могут разработать и вручать участникам акции красочные сертификаты с информацией о количестве спасённых деревьев.

Финансовые средства, вырученные от сдачи макулатуры, можно потратить экологически правильно: закупить саженцы культурных древесно-кустарниковых растений и организовать общешкольное мероприятие по озеленению пришкольного участка. Таким образом, продолжением акции будет весенняя операции «Посади дерево». Но посадку деревьев можно провести и в осенний период до наступления заморозков.

 

Виды деятельности, рекомендуемые в ходе проведения акции:

  1. Сбор макулатуры:

ü  Выбрать кураторов акции (привлечь старшеклассников).

ü  Провести рекламу акции «Спаси дерево!» (привлечь старшеклассников).

ü  Собрать принесенную детьми макулатуру (учесть и отметить вклад каждого ребенка).

ü  Сдать макулатуру в пункт переработки.

ü  Вручить сертификаты всем участникам акции, указав их вклад.

 

Рекомендуемые пункты приема макулатуры в г. Пскове:

  • ПСКОВВТОРМА, 128-й Стрелковой дивизии ул., д.6, +7 (8112) 17-41-10,
  • Пункт приема вторсырья 75-91-91, пункт приема вторсырья 73-12-28,
  • Пункт приема вторсырья  001, 8-911-88-01-001., ул. Октябрьский пр. 50.

 Посадка деревьев и кустарников на пришкольной территории (весной – до распускания листвы или осенью – до наступления заморозков).

ü  Приобрести саженцы древесно-кустарниковых растений.

ü  Организовать общешкольное мероприятие «Посади дерево!»

ü  Вручить сертификаты всем участникам акции (макет сертификата разработать самостоятельно)

 Где купить саженцы:  Псковский Трест Зеленого Хозяйства, Плехановский Посад ул., 93, (8112) 72-25-98

 

  1. Сбор информации о видовом составе и состояний  древесно-кустарниковых растениях пришкольного участка (сквера, парка, микрорайона школы, города Пскова) (Приложение 2)

 

  1. Изучение общественного мнения по сохранению зеленых елей в канун Нового года (Приложение 3)

 

По итогам акции в Эколого-биологический центр (ул. Юбилейная, 93. 57-75-25, 57-44-33) предоставляются:отчет о проведении акции с авторскими фотографиями. Отчет оформить в виде таблицы:

  

Результаты участия МБОУ «….» в городской экологической акции

«Спаси дерево – посади дерево!»

Куратор акции в ОУ____________________________________

 

деятельность

даты

Кол-во участников

Возраст участников (какие классы)

Характер мероприятия (только силами ЗП, отдельные классы, общешкольное мероприятие)

результат

Сбор макулатуры

 

 

 

 

Кол-во собранной макулатуры

Посадка деревьев

 

 

 

 

Кол-во посаженных деревьев и кустарников

Исследовательская деятельность

 

 

 

 

Тематика ИР; кол-во выполненных работ

Изучение общественного мнения по проблеме сохранения зеленых елей

 

 

 

 

Кол-во респондентов

 

Вывод

Другие виды деятельности (указать какие)

 

 

 

 

 

 

ü  Лучшие исследовательские работы по изучению  древесно-кустарниковых растений и изучению общественного мнения

  Координатор МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (тел. 57-75-25, 57-44-33)

 

 Приложение 1

 

Методические рекомендации «Изучение видового состава древесно-кустарниковых насаждений пришкольного участка»

ü  определить основные семейства и роды деревьев и кустарников, встречающихся у вас;

ü  выяснить, принадлежат ли они к местным видам или являются интродуцентами, т.е. завезёнными из других регионов;

ü  оценить состояние зелёных насаждений.

 Результаты оформляем в виде таблицы (отдельно делаем список видового состава по деревьям и  кустарникам):

 

№ п.п.   

Видовое название   

Латинское название

Семейство

Происхождение

Места произрастания

Роль в озеленении

       

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например:

№ п.п.   

Видовое название   

Латинское название

Семейство

Происхождение

Места произрастания

Роль в озеленении

  1.  

Берёза

повислая              

Bétula péndula

Берёзовые

местный вид            

повсеместно, аллейные посадки

декоративное;

пылезащитное

  1.  

Клён ясенелистный

Acer negúndo

Клёновые

Сев. Америка            

обочины дорог, пустыри, дворы

декоративное

 

Оценка состояния древесно-кустарниковых насаждений пришкольного участка

ü  Составить карту-схему исследуемой территории, указав основные ориентиры, розу ветров, масштаб;

ü  Заполнить таблицы:

 

Вид

Длина окружности ствола, см

Высота, м

Категория состояния

Доля усохших ветвей

Класс  возраста

Поврежденность и дополнительная характеристика  

1

2

3

4

5

Деревья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кустарники

Вид

Тип и посадки

Площадь, м2

Средняя высота, м

Категория состояния

Поврежденность и дополнительная характеристика 

 

 

 

 

 

   1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

  • Категория состояния дерева: 1 - без признаков ослабления, 2 - ослабленное, 3 -сильно ослабленное, 4 - усыхающее, 5 - усохшее в текущем году (сухостой текущего года), 6 - сухостой прошлых лет; при наличии слома или вывала деревьев они учитываются отдельно как сломленные или ветровальные деревья. Отнесение деревьев к той или иной категории состояния проводится по комплексу биоморфологических признаков: цвету листьев и густоте кроны, наличию и доле сухих ветвей в кроне, состоянию коры, признакам заселения стволовыми вредителями;

 

При оценки общего состояния древостоя категории состояния деревьев объединяют в три группы:

 

I - деревья хорошего состояния - деревья 1 категории (без признаков ослабления),

II - деревья удовлетворительного состояния - 2 и 3 категории (ослабленные и сильно ослабленные),

III - деревья неудовлетворительного состояния - 4, 5 и 6 категорий (усыхающие деревья, сухостой текущего и прошлого года);

 

  • Возрастная группа дерева (класс возраста 1-5): 1) до 15 лет, 2) 15-25 лет, 3) 25-45 лет, 4) 45-60 лет, 5) старше 60 лет;

 

  • При характеристике и оценке состояния кустарников указывается тип их посадки (живая изгородь, групповая, одиночная посадка);

 

В расчет необходимо будет принимать только те растения, которые произрастают на территории участка.

 

 

Приложение 2

 

Примерные вопросы анкеты участника акции «В защиту зелёной ели»

 

Дорогой друг!

Предлагаем тебе ответить на несколько вопросов. Твоё мнение поможет объективно оценить актуальность проблемы уничтожения живой ели в период новогодних праздников.

Ваш возраст ……………….

  1.     Существует ли реальная проблема сохранения живой ели в канун Нового года? 
  • Да -  нет  - не знаю
  1. Отмечают ли в твоей семье новогодние праздники?
  2. Украшаете ли Вы свою квартиру к новогодним праздникам?
  • Да - Нет
  • Только живой елью
  • Украшаем искусственной елью
  • Украшаем композициями из еловых веток
  • Не украшаем 
  1. Где обычно Вами приобретается живая ель?
  • На специальном новогоднем базаре
  • На стихийных рынках новогодних  елей (у «браконьеров»)
  • Самостоятельно вырубаем в лесу
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты, сколько времени нужно обыкновенной лесной ёлочке, чтобы

                 вырасти до 2х  метров  в высоту?

  • 2-3 года;
  • до 8 лет;
  • 8-12 лет;
  • от 12 лет и более.
  1. Какая ель лучше (живая или искусственная) и почему?
  2. ….. остальные вопросы составить самостоятельно

 

Спасибо за ответы! 

   ПОЛОЖЕНИЕ

о городской  экологической акции  «ПТИЦЕЗНАЙ»

Цель: повышение уровня экологической просвещённости учащихся и воспитание у них бережного отношения к птицам.

 Задачи: 

  • организация наблюдений в природе  и самостоятельных исследований школьников по данной теме;
  • активизация деятельности детского природоохранного движения «Зеленый патруль».

 

Сроки проведения акции:  октябрь 2014 г. - 10 апреля 2015 г.

 В ходе проведения акции  рекомендуем осуществить следующие виды деятельности:    

  • подкормка птиц в осенне-зимний период и наблюдения за ними на кормушках
  • ведение пропагандистской работы среди сверстников и младших учащихся о роли птиц
  • проведение тематических конкурсных мероприятий среди школьников
  • проведение тематических классных часов, например,  «Евроазиатские Рождественские учеты птиц»,

«Как помочь птицам: подкормка и изготовление искусственных  гнездовий», «Союз охраны птиц России и птица года-2015» и др. 

Обязательные виды деятельности:

  • Ø выполнение самостоятельных мини - исследовательских работ по учетам птиц в зимний период и заселенности искусственных гнездовий (Приложение 1,2,3)
  • Ø конкурс «Жилье-2015» по изготовлению искусственных гнездовий (скворечников, дуплянок, полудуплянок) для птиц  (Приложение 3)
  • Ø творческий конкурс презентаций «Птица года - 2015» (Приложение 4)

 По итогам проведения акции  в Эколого-биологический центр  (ул. Юбилейная, 93, тел. 57-75-  25, 57-44-33) до 10 апреля 2013 г.   Предоставляютсяотчеты, оформленные в виде таблицы:

Результаты участия МБОУ «….» в городской акции экологической акции» Птицезнай» 

деятельность

сроки

Кол-во участников

Возраст участников (классы)

Характер мероприятия (только силами ЗП, отдельные классы, общешкольное мероприятие)

результат

Подкормка птиц

 

 

 

 

Кол-во работавших кормушек

Учеты птиц и размещение результатов зимних учетов и наблюдений на сайте СОПР в разделе «Зимние наблюдения-2015» http://www.rbcu.ru/forum/

 

 

 

 

Кол-во выполненных мини-исследовательских работ

Конкурс «Жилье -2015»

 

 

 

 

 

 

Творческий  конкурс «Птица года - 2015»

 

 

 

 

Указать ФИ и класс победителей (1 место)

и их работы выслать вместе с отчетом

Исследовательская деятельность

 

 

 

 

Тематика и кол-во выполненных исследовательских работ

Другие виды деятельности (указать какие), например…

  1. конкурс листовок
  2. викторина о птицах
  3. темат. классные часы
  4. и т.д.

 

 

 

 

 

 

Координатор  МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (тел. 57-75-25, 57-44-33)

 

Приложение 1

Задание 1 «Мини-исследование». Подкормка птиц зимой, не только помогает птицам пережить трудный период, но и оставляет огромное эстетическое удовольствие от наблюдения за поведением  даже  «банальных» домовых воробьев или больших синиц. Наблюдение за птицами на кормушке позволит узнать следующие особенности:

  • существует ли прямая связь между разнообразием используемых кормов и   увеличением разнообразия видов птиц на кормушке, или большую роль здесь  играет место расположения прикормочной площадки и какие-то случайные  факторы;
  • насколько сильна связь между числом видов-посетителей и конструкцией кормушки и др.      

Необходимо провести наблюдение за птицами, которые прилетают на вашу кормушку по примерному плану:

  1. Даты наблюдений.
  2. Постоянный состав посетителей вашей кормушки (видовой состав птиц).
  3. Новые (необычные) посетители кормушки (видовой состав птиц с датами появления).
  4. Описание этапов освоения кормушки птицами разных видов. 
  5. Необычное поведение птиц на кормушке и возле нее.
  6. Фенологические наблюдения на кормушке.  

 Для каждой кормушки нужно составить паспорт, указав следующие данные:

1. Район наблюдений ________________________________________________________

2. Сколько лет «работает» кормушка __________________________________________

3. Место расположения кормушки:

⟩в саду  ⟩в парке  ⟩в жилом дворе  ⟩на подоконнике ⟩⟩этажа    другое: ____________

4. Расстояние до парка и других крупных зеленых зон города или до леса ___________

5. Тип кормушки (описание или схема)

6. Тип корма _______________________________________________________________

7. Режим подкормки: 

              только зимой                      регулярный частый 

              круглогодично                   регулярный редкий 

              только летом                      нерегулярный 

Требования к оформлению детских мини-исследовательских работ

  1. Объем – 5-7 листов формата А-4, печатный шрифт 12; работа представляется в электронном виде.
  2. Структура работы:
  • Ø титульный лист (тема работы, Ф.И. автора, возраст, школа; Ф.И.О. руководителя, должность)
  • Ø оглавление с указанием всех глав и нумерацией страниц
  • Ø введение с целью
  • Ø методика
  • Ø изложение результатов своих исследований
  • Ø выводы (или заключение)
  • Ø использованная литература и информационные источники (работе должны быть ссылки на эти источники)
  • Ø приложение (собственные фотоматериалы, карты, дневник наблюдений, рабочие таблицы с данными и др.).

 

Приложение 2

  1. Евроазиатские Рождественские учеты птиц

Программа организации и проведения зимних учетов птиц России

Целью программы Рождественских Учетов является организация многолетнего широкомасштабного слежения за состоянием популяций зимующих птиц Евразии, в первую очередь за изменениями их видового состава и относительной численности.

Учеты проводятся раздельно в основных типах местообитаний птиц ежегодно в период с 20 декабря по 20 января.

 

Историю создания программы  «Евроазиатские Рождественские учеты птиц» и методика  работы по ней – см. используемый источник: Справочник по ведению мониторинга объектов животного мира в городе Москве http://www.eco.mos.ru/eco/getimage/?objectId=5770

 

Краткая методика проведения учетов и расчета относительной численности населения птиц

Учеты проводятся отдельно в каждом из выделяемых типов местообитаний. В соответствии с общими задачами программы Евроазиатских Рождественских учетов, раздельному обследованию подлежат:  хвойные леса,

 лиственные леса,  открытые территории,  населенные пункты,  акватории.

 

Техника проведения учета

При проведении учетов используется методика маршрутного учета без ограничения полосы обнаружения (Равкин, 1967). Этот метод отличается относительной простотой как в части техники проведения учета, так и расчета относительной численности птиц. В учетах используются данные всех встреч птиц, поэтому данный метод хорошо подходит для проведения работ в зимнее время, при их редкой встречаемости.

Во время учета наблюдатель идет по маршруту и отмечает в полевом дневнике всех встреченных (увиденных и услышанных) птиц, независимо от расстояния до них.

Скорость движения во время учета должна быть достаточно низкой - 2-2,5 км/ч. Учеты следует проводить в утренние часы, в отсутствие сильного ветра, сильного дождя и снегопада.

Записи в полевом дневнике. До начала учета в полевом дневнике отмечаются: место проведения учетов, дата, состояние погоды (облачность, температура, наличие ветра, высота снегового покрова, наличие снега на ветвях - кухты). Кроме того, перед началом учета указывается название местообитания, в котором будет проводиться учет.

При обнаружении птицы в полевом дневнике отмечаются:

1) вид птицы, 2) количество особей, 3) характер перемещения птицы (находится в данном местообитании - "с", т.е. "сидит", или летит через местообитание транзитом - "л", в случае, если не зарегистрированы ни момент взлета птицы, ни момент ее посадки).

Определение видов. Учетчик должен определять встреченных птиц до вида всеми возможными способами, по внешнему виду и голосу, с помощью бинокля, определителя, используя весь свой личный опыт и помощь более опытных коллег. Если учетчик не успевает определить вид птицы, он все равно отмечает встречу с ней, стараясь, по возможности, сузить круг видов, к которым она могла принадлежать. Например: "сойка/кукша - 1 с (сидит)"; чиж/чечетка - 30 л (летит)" и т.д. Если малоопытному учетчику не удается определить видовую принадлежность птицы с линии маршрута, можно подойти к ней, не фиксируя при этом дополнительные встречи с птицами во время схода с маршрута. В случае схода с маршрута в учете регистрируется только то число видов и особей, которое обнаруживается первоначально с линии учетного хода.

Определение пройденных расстояний.  Во время учетов в местообитаниях суши оценивается пройденное расстояние в километрах по карте, квартальной сети, столбам линий электропередач, путем подсчета шагов или, в крайнем случае на глаз. Оценивается также чистое время учета в часах.

При проведении учета вдоль узких рек и ручьев подсчитывается длина обследованного водотока в километрах и указывается средняя ширина русла.

Частичный учет. Если какой-либо редкий и интересный в этом отношении вид птицы во время учета на зарегистрирован, но встречен вне учета (во время возвращения до-мой, прогулки и т.п.) его заносят в так называемый "частичный учет". В нем фиксируются те же сведения, что и в основном учете название местообитания, вид птицы, число встреченных особей, расстояние, пройденное в данном местообитании и затраченное на это время вне (сверх) основного учета.

Объем учетных работ. За период работы с 20 декабря по 20 января в каждом местообитании следует пройти с учетом в общей сложности не менее 20 километров в лесной зоне. Учет при этом можно проводить как однократно, так и многократно на постоянном маршруте, длина которого, однако, должна быть не менее 3 километров. Норма учета побережий и узких рек и ручьев - 10 линейных километров, малых озер и прудов в общей сложности 1 квадратный километр.

Обработка материала

По окончании периода работ и при условии набора достаточного объема данных (учетного километража) на основе записей в полевом дневнике составляется итоговая таблица (см. образец). Итоговая таблица представляет собой перечень всех зарегистрированных в данном местообитании птиц с указанием количества встреченных особей за весь период работ. При этом все "сидящие" и "летящие" птицы суммируются по отдельности.

Следующим этапом обработки данных является расчет относительной численности населения птиц ( N ) каждого вида в особях на 1 линейный километр маршрута (для сухо-путных местообитаний).

Процедура расчета проста: общее количество встреченных особей (Еп) необходимо поделить на суммарное количество пройденных с учетом километров (L). Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учета в часах (Н), умноженное на 30 - среднюю скорость полета птиц в км/час (Еп/(Н х 30) (Равкин, 1967).

При расчете относительной численности птиц, внесенных в частичный учет, расстояние и время (L и Н) основного и частичного учетов суммируются.

Относительная численность "сидящих" и "летящих" птиц, а также встреченных на основном и частичном учетах, также суммируются.

Для расчета относительной численности птиц на акваториях общее число встреченных на учете особей следует соотнести с данными о площади обследованной акватории. Для этого следует произвести расчет численности птиц на 1 квадратный километр акватории или просто указать ее примерную площадь или размеры над итоговой таблицей.

Оформление ведомости учета

Ведомость учета составляется отдельно на каждое местообитание, в котором проводился учет и в котором набран достаточный объем данных. Ведомость учета состоит из итоговой таблицы и должна быть размещена на отдельном листе бумаги формата А4 для каждого биотопа.

В верхней части ведомости должна быть помещена информация о том, где и когда проводились учеты (см. образец). Ниже итоговой таблицы (или на оборотной стороне листа) следует дать краткую характеристику данного местообитания (не более 10-12 строк) с указанием его внешних особенностей (состав, возраст и густота древесного полога, степень мозаичности, характер застройки, растительность и структура водоемов и т.д.). Желательно также указать особенности проведения учетов и погодных условий в период работ. В конце каждой ведомости следует указать фамилию, имя, отчество и адрес учетчика (-ков).

 

Ведомость учета птиц - зимний сезон 20.../ 20... гг.

  • Место проведения учета:
  • Даты и время проведения учетов:
  • Местообитание:
  • Пройдено с учетом, км. (L):
  • Суммарное время учета, час. (Н): (или площадь обследованной акватории, га, кв.км.):

 

Итоговая таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды птиц

Встреченное число особей (Еп)

Относительная численность

на 1 километр маршрута (N)

 

сидящих

летящих

 

 

 

 

 

 

                   

 

  1. Зимний учет водоплавающих птиц в городе

Мониторинг популяций водоплавающих птиц города имеет важное научно-практическое значение: он может стать индикатором экологического состояния водоемов, наличия возбудителей некоторых паразитарных заболеваний, изменений социально-экономической обстановки в городе и др. 

Сроки проведения учета

Учет проводится в третье воскресенье января.

Общие рекомендации

Надо заранее позаботиться о выборе маршрута. Скопируйте или срисуйте план того участка, который вы собираетесь обследовать. Возьмите копию с собой на маршрут, чтобы отметить размещение птиц, не забудьте бинокль и фотоаппарат.

Важная задача – научиться определять водоплавающих птиц. Познакомьтесь с внешним видом водоплавающих птиц средней полосы России по определителям, в том числе на сайте Союза Охраны птиц.

Обязательна  запись результатов  учета сразу на месте. Полагаться на память нельзя! Чтобы записи сохранились в любую погоду, их надо делать в записной книжке простым мягким карандашом (не ручкой!).

Возьмите с собой немного белого хлеба для уток. По утрам они охотно подплывают за кормом, собираются вместе и этим облегчают учет. 

Техника учета

Старайтесь выйти на место учет