Положения об акциях 14-15
Приложение 1
к приказу Управления образования
Администрации города Пскова
№ 218 от 02 .09. 2014 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о природоохранных объединениях школьников
"ЗЕЛЕНЫЙ ПАТРУЛЬ", действующих в образовательных учреждениях города Пскова
в 2014-2015 учебном году
В целях развития природоохранных, проектно-исследовательских и творческих инициатив школьников в сфере изучения окружающей среды, пропаганды бережного отношения к природе МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» предлагает руководителям детских объединений «Зелёный патруль» содействовать участию детей в акциях, согласно плану на 2014-2015 учебный год.
Природоохранные объединения школьников "Зеленый патруль" являются формой массовой натуралистической работы.
Цель работы - охрана природы своего микрорайона, города.
"Зеленый патруль" участвует в озеленении своего микрорайона, улиц, скверов, пришкольных участков, школьных помещений; осуществляет охрану и привлечение птиц; принимает участие в охране лесопарковой зоны; ведет активную исследовательскую и природоохранную работу.
Задачи объединения:
1. Формирование экологической культуры детей, осознанного отношения к природе.
2. Изучение и сохранение природных объектов в городе.
3. Развитие поисково-исследовательской активности членов объединения «Зеленый патруль».
4. Пропаганда экологических знаний среди сверстников, младших школьников, жителей города.
5. Борьба за внедрение экологической культуры поведения населения по отношению к природе.
5. Помощь взрослым в охране природы, формирование активной жизненной позиции детей.
6. Озеленение территории школ, микрорайонов, города.
План проведения мероприятий
природоохранных объединений школьников «Зелёный патруль»
на 2014-2015 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения акции |
Сдача отчетов о работе в эл.виде на эл. адрес ЭБЦ – |
1 |
Вводный информационно-методический семинар для руководителей объединений «Зеленый патруль» |
10 сентября 2014 г. |
- |
2 |
Экологическая акция «Спаси дерево - посади дерево!» |
сентябрь 2014- апрель 2015г
|
10 апреля 2015 г |
3 |
Эколого-краеведческая акция «Венок славы!»
|
сентябрь 2014 – апрель 2015 г |
10 апреля 2015 г.
|
4 |
Экологическая акция «Птицезнай» |
октябрь 2014 г - апрель 2015 г |
10 апреля 2015 г |
5 |
Обучающий семинар для руководителей объединений «Зеленый патруль» по методикам проведения ИД школьников
|
январь 2015 г (дата семинара будет уточнена дополнительно) |
|
Итоговый семинар для руководителей объединений «Зеленый патруль» |
май 2015 г (дата семинара будет уточнена дополнительно) |
- |
Координационный центр – МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (ул. Юбилейная, 93, 57-75-25; 57-44-33.) Отв.: Григорьева О.Н., старший методист
Приложение 2
к приказу Управления образования
Администрации города Пскова
№ 218 от 02 .09. 2014 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о городской экологической акции «Спаси дерево – посади дерево!»
Цель: повышение уровня экологической просвещённости учащихся и воспитание бережного и внимательного отношения к природе.
Задачи:
ü активизировать деятельность школьного природоохранного движения «Зелёный патруль»;
ü привлечь школьников к сбору макулатуры и озеленению пришкольной территории;
ü расширить знания школьников об объектах живой природы;
Сроки проведения акции: сентябрь 2014 – апрель 2015 г
Каждый день из офисов и домов по всей нашей необъятной стране выбрасывается огромное количество бумаги. При правильном обращении и некоторых усилиях со стороны каждого из нас эта бумага может использоваться многократно, спасая тысячи деревьев.
- Ведь переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды и 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек.
Участие каждого человека крайне ценно, так как проблема отходов и нерационального потребления ресурсов планеты касается каждого из нас и влияет на наше ближайшее будущее самым непосредственным образом.
Суть акции заключается в том, чтобы наладить в школе сбор макулатуры и её вывоз на вторичную переработку в как можно большем количестве, тем самым помочь в решении проблемы отходов и чрезмерного потребления ресурсов планеты.
Сейчас люди уже осознают, что сбор макулатуры – это не пережиток советского прошлого, а важный акт, позволяющий проявить заботу об экологии и окружающей среде. Становится популярным избавляться от ненужных бумаг. Дети могут приносить макулатуру из дома, чтобы положить в специальный красивый контейнер, установленный в школе, откуда она отправится на переработку. Кураторы акции могут разработать и вручать участникам акции красочные сертификаты с информацией о количестве спасённых деревьев.
Финансовые средства, вырученные от сдачи макулатуры, можно потратить экологически правильно: закупить саженцы культурных древесно-кустарниковых растений и организовать общешкольное мероприятие по озеленению пришкольного участка. Таким образом, продолжением акции будет весенняя операции «Посади дерево». Но посадку деревьев можно провести и в осенний период до наступления заморозков.
Виды деятельности, рекомендуемые в ходе проведения акции:
- Сбор макулатуры:
ü Выбрать кураторов акции (привлечь старшеклассников).
ü Провести рекламу акции «Спаси дерево!» (привлечь старшеклассников).
ü Собрать принесенную детьми макулатуру (учесть и отметить вклад каждого ребенка).
ü Сдать макулатуру в пункт переработки.
ü Вручить сертификаты всем участникам акции, указав их вклад.
Рекомендуемые пункты приема макулатуры в г. Пскове:
- ПСКОВВТОРМА, 128-й Стрелковой дивизии ул., д.6, +7 (8112) 17-41-10,
- Пункт приема вторсырья 75-91-91, пункт приема вторсырья 73-12-28,
- Пункт приема вторсырья 001, 8-911-88-01-001., ул. Октябрьский пр. 50.
Посадка деревьев и кустарников на пришкольной территории (весной – до распускания листвы или осенью – до наступления заморозков).
ü Приобрести саженцы древесно-кустарниковых растений.
ü Организовать общешкольное мероприятие «Посади дерево!»
ü Вручить сертификаты всем участникам акции (макет сертификата разработать самостоятельно)
Где купить саженцы: Псковский Трест Зеленого Хозяйства, Плехановский Посад ул., 93, (8112) 72-25-98
- Сбор информации о видовом составе и состояний древесно-кустарниковых растениях пришкольного участка (сквера, парка, микрорайона школы, города Пскова) (Приложение 2)
- Изучение общественного мнения по сохранению зеленых елей в канун Нового года (Приложение 3)
По итогам акции в Эколого-биологический центр (ул. Юбилейная, 93. 57-75-25, 57-44-33) предоставляются:отчет о проведении акции с авторскими фотографиями. Отчет оформить в виде таблицы:
Результаты участия МБОУ «….» в городской экологической акции
«Спаси дерево – посади дерево!»
Куратор акции в ОУ____________________________________
деятельность |
даты |
Кол-во участников |
Возраст участников (какие классы) |
Характер мероприятия (только силами ЗП, отдельные классы, общешкольное мероприятие) |
результат |
Сбор макулатуры |
|
|
|
|
Кол-во собранной макулатуры |
Посадка деревьев |
|
|
|
|
Кол-во посаженных деревьев и кустарников |
Исследовательская деятельность |
|
|
|
|
Тематика ИР; кол-во выполненных работ |
Изучение общественного мнения по проблеме сохранения зеленых елей |
|
|
|
|
Кол-во респондентов
Вывод |
Другие виды деятельности (указать какие) |
|
|
|
|
|
ü Лучшие исследовательские работы по изучению древесно-кустарниковых растений и изучению общественного мнения
Координатор МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (тел. 57-75-25, 57-44-33)
Приложение 1
Методические рекомендации «Изучение видового состава древесно-кустарниковых насаждений пришкольного участка»
ü определить основные семейства и роды деревьев и кустарников, встречающихся у вас;
ü выяснить, принадлежат ли они к местным видам или являются интродуцентами, т.е. завезёнными из других регионов;
ü оценить состояние зелёных насаждений.
Результаты оформляем в виде таблицы (отдельно делаем список видового состава по деревьям и кустарникам):
№ п.п. |
Видовое название |
Латинское название |
Семейство |
Происхождение |
Места произрастания |
Роль в озеленении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Например:
№ п.п. |
Видовое название |
Латинское название |
Семейство |
Происхождение |
Места произрастания |
Роль в озеленении |
Берёза повислая |
Bétula péndula |
Берёзовые |
местный вид |
повсеместно, аллейные посадки |
декоративное; пылезащитное |
|
Клён ясенелистный |
Acer negúndo |
Клёновые |
Сев. Америка |
обочины дорог, пустыри, дворы |
декоративное |
Оценка состояния древесно-кустарниковых насаждений пришкольного участка
ü Составить карту-схему исследуемой территории, указав основные ориентиры, розу ветров, масштаб;
ü Заполнить таблицы:
№ |
Вид |
Длина окружности ствола, см |
Высота, м |
Категория состояния |
Доля усохших ветвей |
Класс возраста |
Поврежденность и дополнительная характеристика |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||||||
Деревья |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Кустарники |
|||||||||||||||
№ |
Вид |
Тип и посадки |
Площадь, м2 |
Средняя высота, м |
Категория состояния |
Поврежденность и дополнительная характеристика |
|||||||||
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
- Категория состояния дерева: 1 - без признаков ослабления, 2 - ослабленное, 3 -сильно ослабленное, 4 - усыхающее, 5 - усохшее в текущем году (сухостой текущего года), 6 - сухостой прошлых лет; при наличии слома или вывала деревьев они учитываются отдельно как сломленные или ветровальные деревья. Отнесение деревьев к той или иной категории состояния проводится по комплексу биоморфологических признаков: цвету листьев и густоте кроны, наличию и доле сухих ветвей в кроне, состоянию коры, признакам заселения стволовыми вредителями;
При оценки общего состояния древостоя категории состояния деревьев объединяют в три группы:
I - деревья хорошего состояния - деревья 1 категории (без признаков ослабления),
II - деревья удовлетворительного состояния - 2 и 3 категории (ослабленные и сильно ослабленные),
III - деревья неудовлетворительного состояния - 4, 5 и 6 категорий (усыхающие деревья, сухостой текущего и прошлого года);
- Возрастная группа дерева (класс возраста 1-5): 1) до 15 лет, 2) 15-25 лет, 3) 25-45 лет, 4) 45-60 лет, 5) старше 60 лет;
- При характеристике и оценке состояния кустарников указывается тип их посадки (живая изгородь, групповая, одиночная посадка);
В расчет необходимо будет принимать только те растения, которые произрастают на территории участка.
Приложение 2
Примерные вопросы анкеты участника акции «В защиту зелёной ели»
Дорогой друг!
Предлагаем тебе ответить на несколько вопросов. Твоё мнение поможет объективно оценить актуальность проблемы уничтожения живой ели в период новогодних праздников.
Ваш возраст ……………….
- Существует ли реальная проблема сохранения живой ели в канун Нового года?
- Да - нет - не знаю
- Отмечают ли в твоей семье новогодние праздники?
- Украшаете ли Вы свою квартиру к новогодним праздникам?
- Да - Нет
- Только живой елью
- Украшаем искусственной елью
- Украшаем композициями из еловых веток
- Не украшаем
- Где обычно Вами приобретается живая ель?
- На специальном новогоднем базаре
- На стихийных рынках новогодних елей (у «браконьеров»)
- Самостоятельно вырубаем в лесу
- Не знаю.
- Знаешь ли ты, сколько времени нужно обыкновенной лесной ёлочке, чтобы
вырасти до 2х метров в высоту?
- 2-3 года;
- до 8 лет;
- 8-12 лет;
- от 12 лет и более.
- Какая ель лучше (живая или искусственная) и почему?
- ….. остальные вопросы составить самостоятельно
Спасибо за ответы!
ПОЛОЖЕНИЕ
о городской экологической акции «ПТИЦЕЗНАЙ»
Цель: повышение уровня экологической просвещённости учащихся и воспитание у них бережного отношения к птицам.
Задачи:
- организация наблюдений в природе и самостоятельных исследований школьников по данной теме;
- активизация деятельности детского природоохранного движения «Зеленый патруль».
Сроки проведения акции: октябрь 2014 г. - 10 апреля 2015 г.
В ходе проведения акции рекомендуем осуществить следующие виды деятельности:
- подкормка птиц в осенне-зимний период и наблюдения за ними на кормушках
- ведение пропагандистской работы среди сверстников и младших учащихся о роли птиц
- проведение тематических конкурсных мероприятий среди школьников
- проведение тематических классных часов, например, «Евроазиатские Рождественские учеты птиц»,
«Как помочь птицам: подкормка и изготовление искусственных гнездовий», «Союз охраны птиц России и птица года-2015» и др.
Обязательные виды деятельности:
- Ø выполнение самостоятельных мини - исследовательских работ по учетам птиц в зимний период и заселенности искусственных гнездовий (Приложение 1,2,3)
- Ø конкурс «Жилье-2015» по изготовлению искусственных гнездовий (скворечников, дуплянок, полудуплянок) для птиц (Приложение 3)
- Ø творческий конкурс презентаций «Птица года - 2015» (Приложение 4)
По итогам проведения акции в Эколого-биологический центр (ул. Юбилейная, 93, тел. 57-75- 25, 57-44-33) до 10 апреля 2013 г. Предоставляютсяотчеты, оформленные в виде таблицы:
Результаты участия МБОУ «….» в городской акции экологической акции» Птицезнай»
деятельность |
сроки |
Кол-во участников |
Возраст участников (классы) |
Характер мероприятия (только силами ЗП, отдельные классы, общешкольное мероприятие) |
результат |
Подкормка птиц |
|
|
|
|
Кол-во работавших кормушек |
Учеты птиц и размещение результатов зимних учетов и наблюдений на сайте СОПР в разделе «Зимние наблюдения-2015» http://www.rbcu.ru/forum/ |
|
|
|
|
Кол-во выполненных мини-исследовательских работ |
Конкурс «Жилье -2015»
|
|
|
|
|
|
Творческий конкурс «Птица года - 2015» |
|
|
|
|
Указать ФИ и класс победителей (1 место) и их работы выслать вместе с отчетом |
Исследовательская деятельность |
|
|
|
|
Тематика и кол-во выполненных исследовательских работ |
Другие виды деятельности (указать какие), например…
|
|
|
|
|
|
Координатор МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» (тел. 57-75-25, 57-44-33)
Приложение 1
Задание 1 «Мини-исследование». Подкормка птиц зимой, не только помогает птицам пережить трудный период, но и оставляет огромное эстетическое удовольствие от наблюдения за поведением даже «банальных» домовых воробьев или больших синиц. Наблюдение за птицами на кормушке позволит узнать следующие особенности:
- существует ли прямая связь между разнообразием используемых кормов и увеличением разнообразия видов птиц на кормушке, или большую роль здесь играет место расположения прикормочной площадки и какие-то случайные факторы;
- насколько сильна связь между числом видов-посетителей и конструкцией кормушки и др.
Необходимо провести наблюдение за птицами, которые прилетают на вашу кормушку по примерному плану:
- Даты наблюдений.
- Постоянный состав посетителей вашей кормушки (видовой состав птиц).
- Новые (необычные) посетители кормушки (видовой состав птиц с датами появления).
- Описание этапов освоения кормушки птицами разных видов.
- Необычное поведение птиц на кормушке и возле нее.
- Фенологические наблюдения на кормушке.
Для каждой кормушки нужно составить паспорт, указав следующие данные:
1. Район наблюдений ________________________________________________________
2. Сколько лет «работает» кормушка __________________________________________
3. Место расположения кормушки:
⟩в саду ⟩в парке ⟩в жилом дворе ⟩на подоконнике ⟩⟩этажа другое: ____________
4. Расстояние до парка и других крупных зеленых зон города или до леса ___________
5. Тип кормушки (описание или схема)
6. Тип корма _______________________________________________________________
7. Режим подкормки:
только зимой регулярный частый
круглогодично регулярный редкий
только летом нерегулярный
Требования к оформлению детских мини-исследовательских работ
- Объем – 5-7 листов формата А-4, печатный шрифт 12; работа представляется в электронном виде.
- Структура работы:
- Ø титульный лист (тема работы, Ф.И. автора, возраст, школа; Ф.И.О. руководителя, должность)
- Ø оглавление с указанием всех глав и нумерацией страниц
- Ø введение с целью
- Ø методика
- Ø изложение результатов своих исследований
- Ø выводы (или заключение)
- Ø использованная литература и информационные источники (работе должны быть ссылки на эти источники)
- Ø приложение (собственные фотоматериалы, карты, дневник наблюдений, рабочие таблицы с данными и др.).
Приложение 2
- Евроазиатские Рождественские учеты птиц
Программа организации и проведения зимних учетов птиц России
Целью программы Рождественских Учетов является организация многолетнего широкомасштабного слежения за состоянием популяций зимующих птиц Евразии, в первую очередь за изменениями их видового состава и относительной численности.
Учеты проводятся раздельно в основных типах местообитаний птиц ежегодно в период с 20 декабря по 20 января.
Историю создания программы «Евроазиатские Рождественские учеты птиц» и методика работы по ней – см. используемый источник: Справочник по ведению мониторинга объектов животного мира в городе Москве http://www.eco.mos.ru/eco/getimage/?objectId=5770
Краткая методика проведения учетов и расчета относительной численности населения птиц
Учеты проводятся отдельно в каждом из выделяемых типов местообитаний. В соответствии с общими задачами программы Евроазиатских Рождественских учетов, раздельному обследованию подлежат: хвойные леса,
лиственные леса, открытые территории, населенные пункты, акватории.
Техника проведения учета
При проведении учетов используется методика маршрутного учета без ограничения полосы обнаружения (Равкин, 1967). Этот метод отличается относительной простотой как в части техники проведения учета, так и расчета относительной численности птиц. В учетах используются данные всех встреч птиц, поэтому данный метод хорошо подходит для проведения работ в зимнее время, при их редкой встречаемости.
Во время учета наблюдатель идет по маршруту и отмечает в полевом дневнике всех встреченных (увиденных и услышанных) птиц, независимо от расстояния до них.
Скорость движения во время учета должна быть достаточно низкой - 2-2,5 км/ч. Учеты следует проводить в утренние часы, в отсутствие сильного ветра, сильного дождя и снегопада.
Записи в полевом дневнике. До начала учета в полевом дневнике отмечаются: место проведения учетов, дата, состояние погоды (облачность, температура, наличие ветра, высота снегового покрова, наличие снега на ветвях - кухты). Кроме того, перед началом учета указывается название местообитания, в котором будет проводиться учет.
При обнаружении птицы в полевом дневнике отмечаются:
1) вид птицы, 2) количество особей, 3) характер перемещения птицы (находится в данном местообитании - "с", т.е. "сидит", или летит через местообитание транзитом - "л", в случае, если не зарегистрированы ни момент взлета птицы, ни момент ее посадки).
Определение видов. Учетчик должен определять встреченных птиц до вида всеми возможными способами, по внешнему виду и голосу, с помощью бинокля, определителя, используя весь свой личный опыт и помощь более опытных коллег. Если учетчик не успевает определить вид птицы, он все равно отмечает встречу с ней, стараясь, по возможности, сузить круг видов, к которым она могла принадлежать. Например: "сойка/кукша - 1 с (сидит)"; чиж/чечетка - 30 л (летит)" и т.д. Если малоопытному учетчику не удается определить видовую принадлежность птицы с линии маршрута, можно подойти к ней, не фиксируя при этом дополнительные встречи с птицами во время схода с маршрута. В случае схода с маршрута в учете регистрируется только то число видов и особей, которое обнаруживается первоначально с линии учетного хода.
Определение пройденных расстояний. Во время учетов в местообитаниях суши оценивается пройденное расстояние в километрах по карте, квартальной сети, столбам линий электропередач, путем подсчета шагов или, в крайнем случае на глаз. Оценивается также чистое время учета в часах.
При проведении учета вдоль узких рек и ручьев подсчитывается длина обследованного водотока в километрах и указывается средняя ширина русла.
Частичный учет. Если какой-либо редкий и интересный в этом отношении вид птицы во время учета на зарегистрирован, но встречен вне учета (во время возвращения до-мой, прогулки и т.п.) его заносят в так называемый "частичный учет". В нем фиксируются те же сведения, что и в основном учете название местообитания, вид птицы, число встреченных особей, расстояние, пройденное в данном местообитании и затраченное на это время вне (сверх) основного учета.
Объем учетных работ. За период работы с 20 декабря по 20 января в каждом местообитании следует пройти с учетом в общей сложности не менее 20 километров в лесной зоне. Учет при этом можно проводить как однократно, так и многократно на постоянном маршруте, длина которого, однако, должна быть не менее 3 километров. Норма учета побережий и узких рек и ручьев - 10 линейных километров, малых озер и прудов в общей сложности 1 квадратный километр.
Обработка материала
По окончании периода работ и при условии набора достаточного объема данных (учетного километража) на основе записей в полевом дневнике составляется итоговая таблица (см. образец). Итоговая таблица представляет собой перечень всех зарегистрированных в данном местообитании птиц с указанием количества встреченных особей за весь период работ. При этом все "сидящие" и "летящие" птицы суммируются по отдельности.
Следующим этапом обработки данных является расчет относительной численности населения птиц ( N ) каждого вида в особях на 1 линейный километр маршрута (для сухо-путных местообитаний).
Процедура расчета проста: общее количество встреченных особей (Еп) необходимо поделить на суммарное количество пройденных с учетом километров (L). Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учета в часах (Н), умноженное на 30 - среднюю скорость полета птиц в км/час (Еп/(Н х 30) (Равкин, 1967).
При расчете относительной численности птиц, внесенных в частичный учет, расстояние и время (L и Н) основного и частичного учетов суммируются.
Относительная численность "сидящих" и "летящих" птиц, а также встреченных на основном и частичном учетах, также суммируются.
Для расчета относительной численности птиц на акваториях общее число встреченных на учете особей следует соотнести с данными о площади обследованной акватории. Для этого следует произвести расчет численности птиц на 1 квадратный километр акватории или просто указать ее примерную площадь или размеры над итоговой таблицей.
Оформление ведомости учета
Ведомость учета составляется отдельно на каждое местообитание, в котором проводился учет и в котором набран достаточный объем данных. Ведомость учета состоит из итоговой таблицы и должна быть размещена на отдельном листе бумаги формата А4 для каждого биотопа.
В верхней части ведомости должна быть помещена информация о том, где и когда проводились учеты (см. образец). Ниже итоговой таблицы (или на оборотной стороне листа) следует дать краткую характеристику данного местообитания (не более 10-12 строк) с указанием его внешних особенностей (состав, возраст и густота древесного полога, степень мозаичности, характер застройки, растительность и структура водоемов и т.д.). Желательно также указать особенности проведения учетов и погодных условий в период работ. В конце каждой ведомости следует указать фамилию, имя, отчество и адрес учетчика (-ков).
Ведомость учета птиц - зимний сезон 20.../ 20... гг.
- Место проведения учета:
- Даты и время проведения учетов:
- Местообитание:
- Пройдено с учетом, км. (L):
- Суммарное время учета, час. (Н): (или площадь обследованной акватории, га, кв.км.):
Итоговая таблица |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||||
|
№ |
Виды птиц |
Встреченное число особей (Еп) |
Относительная численность на 1 километр маршрута (N) |
|||||
|
сидящих |
летящих |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||
- Зимний учет водоплавающих птиц в городе
Мониторинг популяций водоплавающих птиц города имеет важное научно-практическое значение: он может стать индикатором экологического состояния водоемов, наличия возбудителей некоторых паразитарных заболеваний, изменений социально-экономической обстановки в городе и др.
Сроки проведения учета
Учет проводится в третье воскресенье января.
Общие рекомендации
Надо заранее позаботиться о выборе маршрута. Скопируйте или срисуйте план того участка, который вы собираетесь обследовать. Возьмите копию с собой на маршрут, чтобы отметить размещение птиц, не забудьте бинокль и фотоаппарат.
Важная задача – научиться определять водоплавающих птиц. Познакомьтесь с внешним видом водоплавающих птиц средней полосы России по определителям, в том числе на сайте Союза Охраны птиц.
Обязательна запись результатов учета сразу на месте. Полагаться на память нельзя! Чтобы записи сохранились в любую погоду, их надо делать в записной книжке простым мягким карандашом (не ручкой!).
Возьмите с собой немного белого хлеба для уток. По утрам они охотно подплывают за кормом, собираются вместе и этим облегчают учет.
Техника учета
Старайтесь выйти на место учет