15.04.2020 - Самооценка
Чем бы человек ни обладал на земле:
прекрасным здоровьем,
любыми благами жизни,
но все-таки не доволен,
если не пользуется почетом у людей.
(Паскаль)
Тема: Самооценка
Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем. Потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе.
Девиз сегодняшнего занятия: «Познай самого себя»
Как назвать умение видеть себя со стороны?
Самооценка. Это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми.
Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной восьмиклассницы Наташи.
Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
Как же оценить себя?
Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Думаю, не очень правильно.
- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.
- Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.
- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
- Поругалась с друзьями, которые говорили о ее недостатках.
- Ставила себе, возможно, нереальные цели.
Игра «Прогнозируем поступок»
Инструкция: Вам нужно пригласитьна помощь еще одного-двух человек (родителей, брата или сестру). Пока вы и один из ваших помощников выходите за дверь, другой ваш помощник должен будет читать вопросы и отвечать на них письменно, относительно того, как бы, по его мнению, поступили ВЫ и ВТОРОЙ ИСПЫТУЕМЫЙ в перечисленных ситуациях. Потом вы возвращаетесь в комнату, и эти же вопросы задаются вам. И зачитываются письменные ответы вашего помощника.
Вопросы:
1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…
А) заступился,
Б) не заступился.
2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…
А) уехал,
Б) не уехал
3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг). Действия наших испытуемых?
А) оказал бы помощь. Как?
Б) не помог.
4. В отношениях эти люди ценят больше что?
А) внешние данные,
Б) ум, черты характера,
В) длительность и качество отношений.
5. Вы считаете этого человека:
А) умным,
Б) красивым.
А теперь, дорогие испытуемые, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Что вы чувствовали:
А) когда отвечали на вопросы?
Б) когда вас оценивали?
Думаю, все-таки нам не безразлично, как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену.
Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, для психологического здоровья.
Самооценка бывает:
• Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности),
• Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно):
А) завышенная (переоценка),
Б) заниженная (недооценка себя).
А теперь, подумайте и вспомните любые литературные персонажи, героев мультфильмов, художественных фильмов и определите их самооценку?
Золушка, Барон Мюнхаузен?
«Формула счастья»
Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842-1910 г.г.) вывел формулу самооценки, которую иногда называют «формулой счастья». Джеймс - первый профессор в Гарвардском Университете, создал первую психологическую лабораторию. Так вот, У. Джеймс предлагает такую формулу для определения самооценки человека:
Самооценка = успех : уровень притязаний
Есть два способа повысить самооценку:
1. Добиться успеха в какой-нибудь деятельности.
2. Снизить уровень притязания.
Достичь одновременно и того и другого удается только великим людям!
Давайте определим вашу самооценку. Для этого пройдите тесты (или один из них)
Тест 1 «Каков уровень вашей самооценки»
Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:
Очень часто – 4 балла
Часто – 3 балла
Иногда – 2 балла
Редко – 1 балл
Никогда – 0 баллов
- Я часто волнуюсь понапрасну.
- Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
- Я боюсь выглядеть глупцом.
- Я беспокоюсь за свое будущее.
- Внешний вид других куда лучше, чем мой.
- Как жаль, что многие не понимают меня.
- Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
- Люди ждут от меня очень многого.
- Чувствую себя скованным.
- Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
- Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
- Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
- Я не чувствую себя в безопасности.
- Мне не с кем поделиться своими мыслями.
- Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Обработка результатов
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.
Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.
Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.
Набранное количество баллов от10 до 30 – адекватная, т.е. реалистическая, оценка своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!
Тест 2 «Определение уровня своей самооценки»
1. Как часто Вас терзают мысли, что Вам не следовало бы что-то говорить или делать?
a. очень часто;
b. иногда.
2. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, то:
a. постараетесь победить его в остроумии;
b. не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора.
3. Выберите одно из мнений, наиболее Вам близкое:
a. то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда;
b. успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств;
c. в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить.
4. Вам показали пародию на вас. Вы:
a. рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное;
b. тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его;
c. обидитесь, но не подадите вида — 1 бал.
5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
a. да;
b. нет;
c. не знаю.
6. Вы выбираете духи (туалетную воду) в подарок. Купите:
a. духи, которые нравятся Вам;
b. духи, которым, как Вы думаете, будут рады, хотя Вам лично они не нравятся;
c. духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых Вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
a. да;
b. нет;
c. не знаю.
8. Задевает ли Вас, когда ваши друзья добиваются большего успеха, чем Вы?
a. да;
b. нет;
c. иногда.
9. Доставляет ли Вам удовольствие возражать кому-либо?
a. да;
b. нет;
c. не знаю.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
a. голубой;
b. желтый;
c. красный.
Подсчет баллов
Ключ: 1. a - 1 балл; b - 3 балла.
2. a - 5 баллов; b - 1 балл.
3. a - 5 баллов; b - 1 балл; c - 3 балла.
4. a - 3 балла; b - 4 балла; c - 1 балл.
5. a - 1 балл; b -5 баллов; c - 3 балла.
6. a - 5 баллов; b - 3 балла; c – 1 балл.
7. a - 1 балл; b - 5 баллов; c - 3 балла.
8. a - 1 балл; b- 5 баллов; c - 3 балла.
9. a - 5 баллов; b - 1 балл; c - 3 балла.
10. a - 1 балл; b - 3 балла; c - 5 баллов.
50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». У вас есть один недостаток: не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...
37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций, как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
Самоуверенность и неуверенность начинаются с обмана
Можно сказать, что самоуверенность и неуверенность берут начало в обмане. Мы обманываем и себя, и окружающих. Неверная самооценка появляется не сразу. Она, неверная самооценка — результат длительного и настойчивого обмана.
О пользе и вреде самоуверенности
Все начинается с небольшого и безобидного обмана, еще в детском возрасте.
Кто-то начинает слегка приукрашивать факты, чтобы выделиться, получить внимание.
Такое поведение помогает развитию, и поэтому всячески потакается взрослыми. «О! – гениальный ребенок!», – говорят родители и люди. Конечно же, никто в истинную гениальность не верит, лишь слегка преувеличивают.
Ребенок привыкает, что приукрашивание фактов – это и полезно, и приятно. А вместе с этим сам начинает верить в свою гениальность, особенность, избранность.
Самоуверенность полезна в детском возрасте, она стимулирует ребенка и дальше быть в числе первых.
НО! Время проходит – привычка остается.
И в зрелом возрасте хотим казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Но это уже не вызывает радость и восхищение окружающих. Они не льстят, напротив, сразу стараются поставить самоуверенного человека на место.
Человек страдает от своей завышенной самооценки. Планы не осуществляются, мечты не сбываются, ожидания не оправдываются.
К самоуверенному человеку больше ожиданий. Как следствие, больше претензий за неоправданные ожидания. Самоуверенность разбивается о стены реальности – и на смену самоуверенности приходит депрессия и неуверенность. Проза жизни.
О пользе и вреде неуверенности в себе
Неуверенность поначалу тоже приносит выгоду. Взрослые любят помогать детям. Их умиляет детская робость, они с радостью реагируют на обиды: помогают, утешают, жалеют. Такое повышенное внимание детям нравится, и они начинают чаще играть на жалости.
Разрешают себе говорить о трудностях, обижаться, оправдываться. И вместо того, чтобы из слабого становиться сильным, делать зарядку, посещать спортивные секции и бегать на улице, ребенок, слегка обманывая себя, находит подходящие причины своего неумения.
Он знает, что растет слабаком, что не учит уроки, что многого не умеет. Но находит различные оправдания, обманывая самого себя. И в тот момент, когда все бегают и прыгают на улице, будущий слабак сидит дома. Откуда у такого повзрослевшего человека будет уверенность в себе?
Никогда не поздно стать уверенным в себе
Не поздно и в зрелом возрасте найти возможности стать сильным и смелым. Любой человек может придумать сто способов. И столько же причин, по которым ничего из этого не получится. Во всех причинах кроется небольшой самообман, привычка к которому начинается с детства. Проще пострадать, согласиться с диагнозом «неуверенности» и ничего не делать.
К чему приводит самообман
Чтобы не быть выявленным, обман обрастает новой ложью, рождает новую неправду. Появляются причины, оправдания, диагнозы.
Все это может принести пользу лишь в сиюминутном настоящем, но в будущем – быть причиной различных душевных трагедий.
Совершенно не хочу ничего утверждать о пользе или вреде правды и лжи. Лишь обращаю внимание, как самообман является началом самоуверенности и неуверенности.
- Быть, а не казаться! – главный девиз уверенности. Полезно помнить об этом.
- Не говорите – а делайте! Дела – показатель того, на что мы способны.
- Не пользуйтесь оправданиями – это самообман, которым мы защищаем свое бездействие. Сконцентрируйтесь на своих возможностях.
- Никогда не поздно смотреть на себя правдивыми глазами. Создавая честное настоящее – мы планируем уверенное будущее.
Ничего страшного, если результаты теста показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать некоторым правилам.
15 шагов на пути к повышению своей самооценки
1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.
2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.
3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.
4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.
5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.
6) Смотрите на себя и других реальными глазами.
7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.
8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.
9) Помните, иногда поражение – это удача.
10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.
11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.
12) Будьте открытыми для общения с людьми.
13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.
14) Помните! Вы не сами по себе!
15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.
Итак, подведем итоги!
1. Способность оценивать себя называется:
а) самодеятельность; б) самооценка; в) самопрезентация; г) самовосприятие.
2) На самооценку в первую очередь влияет:
а) уровень притязаний; б) привлекательность; в) трудолюбие; г) здоровье.
3) “Формулу счастья” вывел:
а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс; г) Гиппократ.
4) На достоверность результатов тестирования влияет ваша:
а) искренность; б) критичность; в) общительность; г) независимость.
Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное.
Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право.
Советы Чарли Чаплина
- Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
- Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
- Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
- Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
- Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперёд.
- Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
- Любите людей, и они ответят вам тем же.
А сейчас давайте поиграем!
Игра «Хвастовство»
Составьте рассказ о себе с самой лучшей стороны (Чем больше, тем лучше! В сторону преувеличения ваших достижений и достоинств).
А теперь представьте, что вы это все рассказали маме, другу или учителю, а в ответ слышите: “Хвастун! Хвастаться нехорошо!”…
Как вы себя чувствуете?
Или такая ситуация: учительница приходит на занятие и делится с вами: “Я стала победителем в конкурсе “Педагог года”, а вы ей в ответ: “Нехорошо, Лидия Александровна, хвастаться неприлично!”…
Да, существуют такие предубеждения: “Хвастаться некрасиво”, “Это нескромно”…
Но хвастовство хвастовству рознь!
А) Чёрное хвастовство.
В ущерб другому «Я – лучше, ты – хуже». Часто не своими заслугами, а заслугами близких («А у меня джип есть, а у тебя – нет»).
Б) Белое хвастовство.
Без сравнения с кем-то, без унижения. С чувством удовольствия не оттого, что я лучше, а оттого что я – такой. Гордость за себя. («А у меня в квартире газ... а у меня в кармане гвоздь...»). В честных соревнованиях, учёбе, игре...
И если вы будете бояться «хвастаться», то будет как в поговорке: «С грязной водой (плохим хвастовством) – ребёнка (хорошее хвастовство) выплёскиваем». (Привыкаем себя недооценивать, не любить...)
Давайте подправим ваш первоначальный вариант хвастовства на исключительно БЕЛОЕ ХВАСТОВСТВО! Получилось? Вы можете себя уважать и собой гордиться!!!
СЕЙЧАС ВЫ УВИДИТЕ САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ НА СВЕТЕ!
А для следующего задания вам понадобится карманное зеркальце.
Принесли?
Загляните в зеркальце! Увидели?
Свет мой, зеркальце, скажи,
Правды путь мне укажи.
Кто на свете всех дороже,
Кто милее и пригоже?
Вижу в зеркальце ответ:
«Пред тобою меркнет свет!
Каждый встречный и прохожий –
Для себя он всех дороже!
Любим мы и пап, и мам, но дороже всех –
Я САМ!
(М.Лазарев)
И, напоследок, «сказка на ночь»
Щёчка
Самое обычное солнце через самое обычное стекло, заметно пострадавшее от людского «некогда» и «завтра помою», самым обычным образом жгло чью-то Щечку. Вот только сказать, что эта Щечка была самой обычной, нельзя. Отнюдь. Она была какая-то единственная в своем роде и умела делать много замечательных вещей: краснеть, бледнеть, покрываться мурашками и просто быть непредсказуемой. Вот только сама она не понимала своих прелестей и не знала о них. Щечка не смела подойти к зеркалу. Конечно, кто-то может сказать, что она просто не могла подойти, ведь у нее не было ног, но она была доброй и была в хороших отношениях с Глазками, так что всегда могла попросить их помочь.
Но она не хотела — боялась. «Чего ты боишься?» — спрашивали ее Разум и Самооценка. Но Щечка и не думала отвечать им, она давно с ними поссорилась: странные они какие-то и с глазами не дружат. Сами посудите: ведь она сама видела, что за соседней партой слева сидит Щечка с такой потрясающей родинкой, что все находящиеся поблизости пары глаз, сговорившись с этими глупыми волосатыми ресницами, начинали моргать, несомненно, щебеча при этом о красоте родинки свои подругам-щечкам. Да что родинка!— вот на второй парте та-акие веснушки, будто солнышко просыпало свою золотую крупу. «Мне бы хоть одну крупинку,— думала щечка,— большую, на всю меня, вот бы смотрели и завидовали!».
— Глупости! — говорила Самооценка. — Ты лучше, ты цвета спелого белого налива, так и хочется откусить!
«Вот глупая Самооценка, разве можно такое сравнивать. А этот врун Разум не лучше. Недавно заявил, что сам слышал, как вторая парта просто мечтает избавиться от этой золотой крупы. Ну не врун ли, как можно только подумать об этом, все бы отдала, чтобы быть такой,— думала щечка.— Все такие симпатичные, одна я непутевая».
Думала она так, думала, долго и упорно, пока не поняла: все красивые щечки — дуры. Конечно же, когда им размышлять, как мне — некрасавице. Они только и могут в зеркало краснеть и перед Глазами выпендриваться.
От столь разумных размышлений отвлек ее шепот Глаз — мол, чьи-то глупые волосатые Ресницы нам упорно моргают, а щечка с парты слева упорно краснеет, глядя в нашу сторону.
— Господи!— подумала Щечка,— неужели опять я пошла пятнами и кожа облезла? Мама!!! — закричала щечка и заставила ноги подбежать к зеркалу.
Глаза пришлось долго упрашивать открываться, они все вспоминали прошлое и рассказывали страшилки о возможном изображении. Однако снизошли, наконец, и показали то, что видели.
«Точек, пятен нет и кожа, вроде, на месте, да и вообще, не я это»,— показалось Щечке. Присмотрелась она повнимательнее: «Да нет, я. Ай, какая тоненькая, ай, какая бледненькая кожа — как у Золушки!»— заплакала Щечка.
— В Золушку принц влюбился! — откуда-то крякнул Разум.
— Отстань, не мешай,— ответила Щечка и продолжала причитать:— Ай, горемычная, да кому же я такая бледная нужна!
— Аристократы ртутью мазались ради бледности! — пискнула Самооценка и затихла. Затихла и Щечка. «Да, бледновата, конечно, но пикантна, ничего не скажешь»,— вдруг произнесла она, разглядывая свое отражение, заставив носик подняться повыше. Неожиданно загрохотал звонок с урока, и они все вместе, т. е. и Щечка, и Разум, и Самооценка, и Глаза с глупыми волосатыми Ресницами, и все остальные Щечки, Ресницы и пр., дружно рванули из класса в столовую.
И тут, пробегая по коридору, Щечка впервые заметила:
— Надо же, сколько интересных красивых щек! — Все такие непохожие: с родинкой, без, румяные, бледные, пухлые, худые, как в золотую крупинку и еще много разных, но одинаково замечательных. Да я и сама ничего!— внезапно подумалось ей.— И вроде не дура, что очень даже хорошо».
Прошли месяцы, а может даже и годы. Щечка подросла, но всегда любила вспоминать об этом случае, притворно изумляясь: «Как я могла раньше плохо о себе думать, на родинки и конопушки чужие внимание обращать». Прекрасно помнила Щечка, что красота ее именно в том, чем не похожа она на других.